40 лет спустя

34 просмотра 0

Весной 1979 года на Нижнекамской ГЭС завершались последние работы перед запуском станции.

Среди рабочих был молодой Раудат Гумеров. Он рассказал, как начиналась стройка, где прошли почти 10 лет его жизни.

Сегодня Раудату Гимрановичу 81 год. 40 лет назад, во время строительства Нижнекамской ГЭС, он работал в Камском строительном управлении гидромеханизации по специальности инженер-механик. Организация, где он работал, намывала камни.

После того, как перекрыли Воткинскую ГЭС, все организации, которые были заняты в этом деле, переехали ниже по Каме, – вспоминает Раудат Гумеров. – Поэтому эта ГЭС и называется Нижнекамской – она самая последняя гидроэлектростанция на этой реке.

Начало стройки
Капитальная стройка Нижнекамской станции началась в 1966 году, а Раудат Гумеров приехал на нее через три года. К тому времени уже были намыты котлованы и началось строительство сооружений.

– Любое гидросооружение начиналось именно с нашего подразделения, – рассказывает мужчина. – В первую очередь, мы намывали котлованы, чтобы строительные подразделения могли начать возводить здания и шлюзы.

В те годы еще не было известно, будет ли завод «КАМАЗ» возводиться в нашем районе или другом. Когда вопрос разрешился, то вся организация, где работал Раудат Гимранович, переключилась на завод и добывала гравий для строительства. А в 1974 году, когда основные работы были завершены, она снова вернулась на стройку станции.

– Наша работа продолжалась до декабря – погода тогда была хорошая. Мы даже смогли дамбу намыть на шесть метров выше. Свою часть работы, до верхнего уровня, где проходила дорога, мы завершили весной 1979 года.

Связующее звено
Особенно сильно Раудат Гумеров подчеркивает важность Нижнекамской ГЭС с точки зрения транспортного сообщения. Раньше, чтобы из Казани проехать через Вятку и Каму, необходимо было минимум полтора суток! Поэтому еще во время обсуждения строительства было решено, что ГЭС будет нужна как железнодорожный и автомобильный переезд.

– Пока не запустили автомобили, мы, строители, столько времени тратили, чтобы добраться до Казани – это просто абсурд! – вспоминает Раудат Гимранович. – Как можно было развиваться стране с такими расходами и потерей времени? И потом, Нижнекамская ГЭС – это транспортная связь с Урала металл на КАМАЗ шел.

С теплотой Раудат Гумеров вспоминает годы, которые прошли на стройке. Он хочет организовать встречу со своими бывшими коллегами. Связаться с ним можно через нашу редакцию.

Екатерина Овсянникова

Ранее в рубрике:

Комментарии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Стоит прочитать

Закрыть
Наверх