Больше полувека назад строители Челнов совершили настоящий подвиг – они построили наш город практически на пустом месте. Среди них был и Шавкат Мотыгуллин – герой нашего интервью

331 просмотр 0

Шавкат Нурхаметович Мотыгуллин

Город Набережные Челны и праздник День строителя связывают особые, трогательные и ценные воспоминания. Почти 90 лет назад здесь была лишь деревенька и большое поле вокруг. Сейчас Челны – современный, полумиллионный город с развитой инфраструктурой и мощнейшими предприятиями. И сделали его таким именно люди, наши дорогие первостроители.

В преддверии праздника мы решили заглянуть в гости к Шавкату Нурхаметовичу Мотыгуллину, заслуженному строителю РТ и почетному автотранспортнику страны. Он один их тех руководителей, которые многое сделали для благополучия жителей Челнов и республики. В минувшем году Шавкат Нурхаметович отметил свой 80-летний юбилей. Однако почтенный возраст не мешает ему оставаться гостеприимным хозяином.

В одном ряду вместе с фотографиями родителей у него висят памятные изображения с различных мероприятий – юбилея Батенчука, выезд после запуска первой очереди КАМАЗа. Шавкат Мотыгуллин рассказал мне множество удивительных историй, ведь он стоял у истоков основания нашего города.

Жизнь в Челнах
Впервые в Набережные Челны Шавкат Мотыгуллин попал в 1962 году. По его словам, тогда это была старая деревня.
– Автовокзал был на улице Центральная, такое деревянное строение – там останавливались, там же ночевали, – поделился первостроитель.

В следующий раз он приехал в 1970 году после звонка самого Раиса Беляева, который пригласил Шавката Нурхаметовича стать главным механиком в экскаваторном управлении. Наш собеседник тогда жил и работал в Нижнекамске, но несмотря на это, собрал вещи и отправился в город на Каме.

– В каждом котловане дома, в каждом котловане будущих заводов стояли мои экскаваторы, – рассказал Шавкат Нурхаметович. – Вся республика была охвачена экскаваторами, где я был начальником управления.

Во время строительства города впервые в практике стали применять буронабивные сваи: бурили скважину и заливали ее бетоном с помощью металлической арматуры. По словам нашего собеседника, это дало возможность ускорить строительство домов в два-три раза. И на то были причины: план стоял такой – ввести за год 1 миллион квадратных метров жилья! Поэтому неудивительно, что работали тогда без выходных – темпы стройки обязывали. Шавкат Мотыгуллин вспоминает, что не отдыхали даже на Новый год – уже 1 января бригада выходила на работу.

– Знаешь, такой патриотизм, фанатизм был, – добавляет он.

Может быть, поэтому на вопрос о том, как ему современные Челны, наш собеседник ответил без раздумий:

– Это мой труд, а свой труд надо любить. Я горжусь, что мы построили такой город для людей. Куда бы я не пошел, вижу дом и точно могу сказать, в каком году мы рыли котлован для него.

Дальнейшая судьба
В 1978 году в девять часов вечера в жизни Шавката Нурхаметовича снова раздался судьбоносный звонок. Звонили из приемной Раиса Беляева, просили приехать как можно срочно. Уже на месте мужчине сказали: «Долго не думай, иди, принимай ПОПАТ!».

– А там дела были плохи. Мне даже опомниться не дали! – вспоминает наш собеседник.

ПОПАТ в то время находился в плачевном состоянии – не было зарплаты, техника изношена. Однако, взяв управление в свои руки, Шавкат Мотыгуллин через пять лет вывел предприятие на стабильный уровень работы.

В 1983 году ему предложили возглавить Управление строительства дорог КамГэс. Положение дел здесь тоже было плачевным, предприятие пришлось поднимать с нуля. Шавкату Нурхаметовичу это в очередной раз удалось – он смог глубоко и всесторонне реализовать себя, завоевать авторитет высочайшего профессионала и талантливого руководителя.

Судьба этого человека кажется похожей на сюжет советского фильма, герои в которых крепче камня. Шавкат Мотыгуллин же находится здесь, в Челнах, и доказывает, что киноподвиг имеет место быть и в реальной жизни.

Екатерина Овсянникова

Ранее в рубрике:

Комментарии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Стоит прочитать

Закрыть
Наверх