Челнинский картинг. Мужское воспитание

14 просмотров 0

Вот уже год картодром им. О. Кухаренко работает под эгидой команды «КАМАЗ-мастер». Чем помог легендарный бренд челнинским картингистам, почему Синяя армада заинтересована в мальчишках, гоняющих на картах, и как растят настоящих мужчин, мы узнали у Николая Бондарева, заместителя руководителя карт-клуба по учебной и спортивной работе, председателя комитета картинга федерации автомотоспорта республики Татарстан.

— Николай Георгиевич, как вы оказались под крылом команды «КАМАЗ-мастер»?

— Начнем с того, что у истоков картинга изначально стоял «КАМАЗ». Более 30 лет начиналось все с Управления главного конструктора, с бюро по конструированию картов. Тогда 75% членов команды СССР были из Прибалтики и туда мы отправились перенимать опыт. Мечтали, что и у нас будет своя трасса. И автогигант осуществил эту мечту. Боле того, заводы «КАМАЗа» взяли над нами шефство, снабжая всем необходимым. Все рухнуло в 1994 г., после пожара на заводе двигателей. Однако уже были видны результаты — выросло хорошее поколение мальчишек, ни один из которых не пропал в жизни, все они стали востребованными специалистами.

А после пожара нам помог выжить Фонд безопасности дорожного движения РТ, который поддерживал в республике картинг. Но пришло время, когда наши 4 гектара земли вполне могли уйти под застройку очередного дома или магазина. Поэтому мы были переведены в ведение управления физической культуры мэрии Челнов и возник «Челны-экстрим».

IMG_7034

— Но вы ушли и оттуда

— Город просто финансово не мог нас потянуть. Если уж футбол и хоккей трудно содержать сейчас, то что уж говорить о карт-клубе. К этому времени уже стало понятно, что нужно растить следующее поколение гонщиков команды «КАМАЗ-мастер», обеспечить преемственность, ведь Николаев, Каргинов, Мардеев, Шибалов вышли из нашего карт-клуба, а кто придет им на замену? Образовался провал.

Я рад, что генеральный директор Сергей Когогин исправил эту ситуацию. Огромное спасибо за поддержку президенту РТ Р. Минниханову и мэру города Н. Магдееву. Благодаря этому мы теперь носим имя «КАМАЗ-карт».

— Карт-клуб с 2016 года под крылом команды «КАМАЗ-мастер». Что изменилось?

— Скажем так, «КАМАЗ-мастер» — это бренд, и мы теперь должны ему соответствовать. Вектор развития технической культуры, уровня команды, да даже организации пространства клуба задает именно Владимир Чагин, который был в числе инициаторов шефства команды над клубом. Прошел уже год, и видны изменения к лучшему. Были найдены средства на улучшение инфраструктуры картодрома, на приведение его внешнего вида в порядок, на содержание сотрудников, на продолжение занятий в клубе.

Теперь картодром — это обучающий центр, досуговый центр, место для проведения спортивных мероприятий. Мы провели три крупных соревнования в 2016 г., а в этом запланировано уже четыре. Более того, нас включили в республиканский и российский календари состязаний.

гонки

— Кстати, а появятся ли полноценные места для зрителей?

— Да, это есть в планах, мэрия нам выделила землю для возведения трибун вдоль улицы 40 лет Победы. Стараемся развиваться поэтапно, в первую очередь решая насущные задачи. Сейчас вот понимаем, что нужно увеличивать площади для занятий — увеличилось количество детей, места не хватает уже. Уже учли опыт других городов и разработали проект дальнейшего развития картодрома.

— Сколько ребят сейчас у вас занимается? В каком возрасте можно к вам записываться?

— Берем ребят с 6 лет. А занимается более 40 человек. Точнее сказать сложно, переменный состав у нас непостоянный — в группе начальной подготовки порядка 15-16 человек, дети приходят и уходят.

— Что значит переменный состав?

— Мы считаем, что ребенок должен в течение какого-то времени определиться, понять, что ему интересно — гонять или возиться с железом. В переменном составе ребенок бесплатно занимается пару-тройку месяцев. За это время и он делает выводы, нужно ли ему это все, и родители, и мы. Этот подход отсутствует, к сожалению, в других кружках и секциях. Но такой этап необходим, по моему мнению. Мальчишкам нужно дать попытаться преодолеть страх скорости, который сидит в каждом изначально, влиться в коллектив, понять, что такое команда. А наша задача обнаружить и развить заложенные в нем способности. Мы ему даем понять, где он на 150% сможет реализоваться, где он эффективен в жизни.

2

— Как вы отбираете детей для дальнейшего их продвижения в гоночном спорте?

— Все происходит естественно, практически на интуитивном уровне. Кому-то богом дано быть гонщиком, кому-то штурманом. Эдуарду Николаеву (пилот команды «КАМАЗ-мастер») дан талант гонщика, но рядом с ним трудится механик, наделенный талантом в своей области, и они вместе идут к победе. Тот же принцип и у нас в карт-клубе: если у ребенка есть талант и желание, если он кропотливо трудится каждый день, не чурается любой работы, помогает товарищам — он нам подходит. Тут еще важно вот что, если у ребенка «золотые руки», и он тянется к технике, нам не нужен его гоночный результат, мы даем ему проехать, чтобы он как механик понял машину, почувствовал ее управление. От него никто не требует первых мест в гонке. Зато он понимает поведение машины, он дальше гайки крутит с энергетикой той, которая нужна.

— Но мальчишкам ведь главное — погонять.

— Эта фраза: «Дайте покататься» — стала нашим бичом. Мы эту фразу не любим. Вот это — коллектив, сперва влейся в него, принеси ему пользу, карт пособирай-поразбирай, снег почисти…

— Ваши выпускники хорошо потом водят в обычной жизни?

— Картинг помогает почувствовать и осознать поведение автомобиля в пространстве, смотреть на дорогу и анализировать ситуацию на два хода вперед. Кроме того, нагонявшись на картодроме, они на обычной дороге уже не гоняют. Знают, что скорость на прямой — это не показатель мастерства гонщика, хорошо понимают и последствия неудачного маневра.

2

— Картинг финансово затратен?

— Да. Картинг во всем мире — не массовый спорт. Спортивную технику и запчасти в большинстве своем приобретают родители.

— А если у родителей нет средств?

— Здесь два пути: если мальчик демонстрирует тягу к технике, мы его переводим в команду механиков, прикрепляем его к гонщику, тому, у кого есть карт, либо даем ему ездить на машинах, которые принадлежат клубу. У нас есть ротация машин от старших к младшим.

— Создается ощущение, что у вас настоящий мужской клуб

— За годы работы я видел, как плечом к плечу ковыряются в картах папы и сыновья. И между ними нет этой современной разобщенности, у них другой уровень отношений, настоящая духовная связь. Потом мальчик взрослеет, берет сначала часть работы на себя, а затем и вовсе берет всю ответственность за технику на себя. Так и в гонке, не только результат важен, но и твое чувство товарищества, партнерства.

— Мужское воспитание?

— Да. Одного боимся — вырастить халявщиков и наглецов. Учим мальчишек понимать: если есть желание что-то получить, то ты и отдать должен.

 

Наталья Рысева

Благодарим за предоставленные материалы пресс-службу команды «КАМАЗ-мастер»

Ранее в рубрике:

Комментарии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Стоит прочитать

Закрыть
Наверх