На карете в 21 век

1 просмотр 0

Кому нужны конные экипажи, как научиться их делать и зарабатывать на этом и чему позавидовали бы наши предки.

О строении современных карет, о конкуренции с Европой и самых ярких заказах мы поговорили с руководителем мастерской «Каретный дворъ» Эдуардом Сахбиевым.

– Пару месяцев назад все СМИ говорили о том, что вашу карету купила королевская семья Нидерландов. Как это случилось?
– Эту карету приобрел голландец Армандо Флюит. Он сам вышел на нас: первый экипаж мы сделали ему в 2016 году, а через год он заказал второй. Этим летом он попросился ко мне в друзья на Фейсбук, и, когда я просматривал его страницу, увидел, что он был кучером на царском выезде. Но точно сказать, какое Армандо имеет отношение к королевской семье, не могу.
– Кто ваши заказчики? Кому нужны кареты в 21 веке?
– Основное назначение – транспорт для шоу, праздников, проката. Заказывают бизнесмены, которые работают в этих сферах, базы отдыха, рестораны.
Еще одна категория – частные клиенты: покупают для себя любимых. Как правило, у них есть загородный дом, конюшня. У меня товарищ один такую фразу сказал, и я ее теперь тоже часто повторяю: «Бабочек за стеклом автомобиля можно только увидеть в виде желтых пятен на лобовом стекле. А любоваться ими – из кареты».
Бывают и такие, кто хочет просто поставить карету в огород – нравится им, красиво.
– Откуда клиентов больше: из России или из-за рубежа?
– Из России все-таки.
– А вам хочется выйти на зарубежный рынок?
– Нет, скорее всего… С Европой сложно конкурировать. У них технологии отработаны давно, и они не теряли преемственности. Остались семьи, которые делают экипажи уже 200-300 лет. Остались мастера, лекала, чертежи. Чем мы отличаемся и почему Армандо заказал карету у нас – мы с другой стороны подошли к делу: используем современные материалы, свободны в дизайне. Например, у кареты, которую он купил, была форма лилии. А там – приверженцы классики, традиционных стилей и линий.
Далеко ходить не надо: в Москве живет Леонид Шевченко, владелец тройки лошадей. Смотрит на наши экипажи и говорит, что это цыганщина с татарским стилем. Вот у него прям душа не лежит – он любит, собирает и коллекционирует старинные экипажи. Просит меня сделать ему классику, а я объясняю, что люди сейчас просят другие.
– Какие они, кареты 21-го века?
– Технически самое первое и самое главное – это колесо. Эстеты и профессионалы в конной езде предпочитают классические деревянные колеса. Мы эти школы не проходили, оно нам и не надо – делаем колеса металлические. Тем более на российских дорогах никакое дерево не выдержит.
Все остальное – понятно, что развивается. В экипажах мы используем детали автомобилей: например, всю тормозную систему. Кондиционер можно поставить, но он мне не нравится: потребляет очень много энергии, а если ставить генератор – он тарахтит.
Печки ставили, но и они шумят. Чтобы сохранить тепло, сейчас есть масса таких вещей, как, например, электрические стельки на батарейках. Да даже шуба с длинным ворсом. В любой мороз ведь ходим не один час по улице, зачем технику в экипаж тащить? Постелите красивые овечьи шкуры… или медвежьи, если хотите шика.
Кареты делаем из современных материалов, например, из стеклопластика. Если бы наши предки такие материалы знали, были бы в восторге. Но они делали так, как умели в то время.
Недавно меня попросили сделать карету на электроходу. Мы о такой задумывались уже пару лет назад. Сделать ее относительно не сложно и не дорого. Пока заказчики молчат, но мы ее все равно сделаем, даже если для себя.
– Вы занимаетесь изготовлением карет уже 17 лет. Как пришла идея?
– Стечение обстоятельств. По первому образованию я – лесник. Работал в Национальном парке, предлагал директору купить лошадей, сделать карету и катать людей. Меня не поддержали, сказали заниматься этим в частном порядке. Ну, я и занялся. Литературы по каретостроению не было. Я находил фотографии в книгах, интернете, смотрел фильмы.
– Бывали ли трудности?
– Да, как и в любом деле. Например, колесо должно быть ровным, круглым, чтобы катиться красиво и ровно. Приспособили для резиновой покрышки шнур, который для этого вообще не предназначен, но вот до сих пор используем, ставим – работает. Так, методом проб и ошибок, методом научного тыка научились.
– Это прибыльное дело?
– Скажу так: в начале этого года у меня были мысли заняться чем-то другим. Когда разорился «Татфондбанк», не было денег, пришлось взять кредиты. Было тяжело, чувствовался кризис. Цены за последние 3 года мы почти не поднимали, а материалы подорожали в 2 раза, поэтому и прибыли меньше стало, и зарплаты у мастеров тоже. Потом все наладилось, и я успокоил себя – что бы там ни было, надо продолжать. Можно открыть еще параллельно какое-то дело и стараться компенсировать одно другим, но это не бросать.
– Кто придумывает дизайн карет?
– Я придумываю. Если брать визуально, то это мои творения.
– Какие виды транспорта вы делаете? Это вроде бы не только кареты…
– Да. На самом деле, правильное название всех изделий – конный экипаж. Они делятся на два типа: полозные и колесные. Первые – это сани в деревенском стиле, с красивыми спинками, чтобы выехать на охоту, например. Вторые подразделяются дальше: карета – это четырехколесный экипаж, застекленный и с крышей; визави – экипаж с откидным верхом, сидят в нем друг напротив друга; ландо – подобный экипаж, но больше.
– Сколько стоят кареты?
– Цена зависит от сложности изготовления, комплектации и материалов. Сани – от 40 тысяч рублей, кареты – от 400 тысяч рублей.
– Какой необычный заказ вам запомнился?
– Недавно девушка звонила, просила сделать карету-лимузин, чтобы «прям плясать там». Я даже эскиз нарисовал, но она передумала. Мне лично по душе стиль деревни: деревянные сани или плетеный кузов. Один раз мы делали такой экипаж. Заказчик сказал, что это подарок для Минтимер Шариповича, но судьбу экипажа я не знаю.

Екатерина Овсянникова

Ранее в рубрике:

Комментарии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Стоит прочитать

Закрыть
Наверх