Про мини-автомобили и «Кентавр»: какие автомобили разрабатывал КАМАЗ за свою историю?

748 просмотров 2

Набережные Челны – город с особенной судьбой. Строительство завода КАМАЗ не только позволило увеличить численность населения, но и определило вектор его развития. Именно поэтому День машиностроителя, который отмечался 29 сентября, находит отклик в сердцах многих челнинцев.

Сейчас из достижений завода у всех на слуху запуск электробусов и разработка беспилотных автомобилей, а также завод по производству каркасов кабин, новый двигатель и семейство грузовых автомобилей серии К5. Но что стоит за всем этим? Мы попросили директора музея КАМАЗа Александра Чухонцева рассказать нам про разработки, о которых сейчас мало кто помнит.

«Кама», «Мишка» и «Ока»
Весной 1978 года, наряду с другими проектами, камазовские конструкторы начали разрабатывать легковой микролитражный автомобиль. По мнению Сергея Екимова, который в те годы был начальником художественно-конструкторского бюро, инициаторами и вдохновителями этого направления стали В.Н. Барун, главный конструктор по автомобилям, и директор ПРЗ В.Н. Соколов. Они отличались неординарным мышлением и новациями.

Основной работой занимались энтузиасты, которых в те времена было много, и уже к июлю 1978 года они представили макет автомобиля «Кама». У него был 4-5 местный салон и он легко трансформировался из открытого в закрытый тентом кузов.

Зимой и весной 1979 года провели испытания машины, а также изготовили второй образец, который назвали «Мишка». Никто уже и не вспомнит, почему – то ли в честь символа Московской Олимпиады-80, то ли из-за схожести автомобиля с медвежонком.

По мнению Сергея Варламовича, если бы такие мини-автомобили в те годы поступили на рынок, то они сразу бы нашли своего покупателя. Образцы и вправду пользовались популярностью – их поставляли на различные выставки, где всегда звучали одни и те же вопросы: сколько стоит и где можно купить. Увы, ответить на них так и не смогли.

Тем не менее тема микролитражных автомобилей приобрела серьезное развитие. ВАЗу было поручено разработать такую модель для производства ее на КАМАЗе – с этого и началась история «Оки».

Тяжеловесы
Сейчас мы все гордимся нашими КАМАЗами тяжеловесами, которые способны поднимать вес до 40 тонн. Но мало кто знает, что заводские конструкторы еще в 70-х годах занимались разработкой мощного тягача. Однако Министерство промышленности высказалось по этому поводу достаточно резко и посоветовало заниматься своим делом.

Так, все разработки были переданы другой конструкторской группе, которая работала на МАЗе. Они в конце 80-х годов выпустили грузовик МАЗ «Перестройка», в котором использовались наработки наших, камазовских, конструкторов.

«Кентавр»
В 90-х годах конструкторы разработали и собрали другую, не менее интересную технику – универсальное энергетическое средство «Кентавр». Это КАМАЗ, который мог использоваться и как грузовик, и как сельскохозяйственная машина. Он должен был решить проблемы села – укороченная база автомобиля была приспособлена под различные орудия для обработки почвы.

Испытания показали, что производительность у авто повыше, чем у его гусеничных и колесных коллег, а расход топлива меньше. К тому же в кабине водитель чувствовал себя комфортнее, чем механизатор на тракторе.

Первый заказ на этот автогигант пришел от главы администрации Мензелинского района РТ Ильдуса Исламова. Однако после кризиса в 1998 году выпуск «Кентавра» был остановлен и грузовик навсегда стал частью истории.

А вы знали?
– Сейчас использование газового топлива только набирает популярность. А, вот, у КАМАЗа планы перейти на него были еще в середине 80-х годов, однако этому помешала перестройка.
– Нам всем знакомы большие автобусы, которые КАМАЗ выпускает совместно с НЕФАЗом. Однако не многие знают, что в 90-х годах среди партнеров в развитии и создании автобусов городского типа были Павловский автомобильный завод, а также завод из-за рубежа.

Электронные помощники
В настоящий момент основной проект, которым занимаются на КАМАЗе, это создание абсолютно нового модельного ряда – поколение автомобилей К5. Первенцем этого семейства стал седельный тягач КАМАЗ-54901. Он укомплектован новой высокой и широкой, в 2,5 метра, кабиной. Это позволяет конструкторам реализовывать концепцию «свобода перемещения в кабине».

Смотрят на КАМАЗе и в будущее – на заводе уделяют внимание развитию и применению новых технологий.

– Любой современный автомобиль уже имеет достаточно развитую систему электроники, – поделился с нами Евгений Макаров, главный конструктор по перспективным автомобилям. – И на базе этой системы мы будем строить автомобили с достаточно большим уровнем помощников для водителя. Это электронные помощники при экстренном торможении, а также при движении в плотном потоке. В дальнейшем они будут интегрированы в единую систему с большим уровнем автоматизации. Будет уже частично автономное движение, которое позволит автомобилям двигаться в пробках и в части магистралей.

Фото: vestikamaza.ru

Екатерина Овсянникова

Ранее в рубрике:

Комментарии

  • Александр Александр Октябрь 1, 2019 в 11:59

    Правильно писать Барун В.Н., а не Браун

    Ответить
    • journalist journalist Октябрь 2, 2019 в 08:24

      Спасибо за правку — опечатка вышла. На сайте уже исправили.

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Наверх