Раскрываем тайны, которые хранит музей КАМАЗа

53 просмотра 0

Директор музея «КАМАЗа» Александр Чухонцев о роли музея в современном мире, погоне за цифровизацией и своих самых любимых экспонатах.

– Александр Николаевич, какова, на Ваш взгляд, роль музея в современном мире?
– Как только музеи начали появляться, их целью было сохранение памяти о событиях и о людях. Сейчас интерес к прошлому ослабел, потому что люди думают, что без памяти и незнания своей истории они сделают больше.

Но именно здесь, в музее, находятся реальные вещи, которые никогда не подменятся. Есть те, кто говорит «а давайте все в музее мы оцифруем и будем показывать на видеоэкранах». Но ни одно видеоизображение, даже хорошего качества не заменит того магнетизма и той силы, которая исходит от реальной вещи.

Между фотографией и вещью существует большая разница. Я не против новых веяний, но все должно быть в гармонии. Например, я видел, что лежит реальная вещь и тут же появляется виртуальная справочка – вот это да. А когда идет подмена, нет ощущения, что ты прикоснулся к чему-то. В музее это ощущение осталось.

– Почему же музеи тогда гонятся за…
– Они не гонятся… Это проблема не только музеев – это проблема и художников, и кинорежиссеров. Все хотят угодить публике, и музей не исключение. В то же время, это нужно дозировать грамотно. Но люди ведь идут смотреть на живые картины, потому что от них идет сила, от них идет магнетизм, от них это ощущение «прикоснуться к истории».

– Расскажите, для чего создавался музей «КАМАЗа»?
– В первую очередь как музей трудовой славы, чтобы сохранять в памяти не только директоров, героев социалистического труда, но и бригадиров, начальников цехов, мастеров и простых рабочих. Кстати, в 90-е годы произошла подмена – человека труда перестали уважать и славить. Мы же сейчас храним память о людях. Вот, например, оказался человек случайно на фото, мы узнали кто это, подписали – и он вошел в историю «КАМАЗа».

– Чем на сегодняшний день занимается музей?
– Деятельность очень разнообразная. У нас есть передвижные выставки. Подбираем ее под какое-то знаковое событие и на проходных заводов выставляем стенды. Сейчас, вот, подготовили выставку, которая приурочена 35-летию с момента выпуска 500 тысячного автомобиля. Пускай будет простенько, но так мы не дадим людям забыть.

Каждые вторник и среду к нам приезжают на экскурсии школьники. Мы рассказываем им об интересных событиях, показываем фильмы – хронику или современные, играем. Еще мы пробовали делать интерактивные квесты. Нам разработали специальную программу, которую ребята скачивали себе на телефон и отгадывали загадки, набирали баллы. Сейчас мы это форму работы модернизируем.

– Добраться к вам, откровенно говоря, тяжело – почему же вы находитесь так далеко от города?
– Это все следствие лихих 90-х. В этом здании мы осели в 2008 году. Великая заслуга директора Надежды Николаевны Петровой, которая сумела сохранить и сберечь экспонаты в трудное время. Вся экспозиция, которую вы видите это ее заслуга. Она сама с нуля все проектировала, замеряла, расставляла экспонаты. Без нее здесь бы ничего не было.

– Надежда на то, что вы когда-нибудь переедете, все-таки есть?
– Конечно-конечно! Мы надежды не теряем. Благодаря руководству завода двигателей, которые нас здесь приютили, мы существуем.

 

Хранилище истории
В фондах музея «КАМАЗа» хранятся тысячи уникальных материалов. На стендах расположена лишь малая часть – коллекция значков, юбилейных медалей и сувениров, почетных грамот – перечислять можно бесконечно. Для вас мы лишь немного приоткроем завесу и расскажем о некоторых из них.

Орден Ленина

Это высшая награда для производства в СССР, ею КАМАЗ был награжден 19 декабря 1984 года за высокие трудовые достижения в выполнении плановых заданий и социалистических обязательств. Вручение ордена и награждение трудового коллектива по разным причинам состоялось спустя 1,5 года – 12 июля 1986 года в ДК «КАМАЗ». По этому случаю во всех подразделениях автогиганта состоялись торжественные митинги.

Символические ключи
Когда выпускался юбилейный автомобиль, то ключи от него передавались тому человеку, которому транспорт переходил в вечное пользование. До 80-го года автомобили отдавались прославленным водителям. После начали проводить всесоюзный конкурс «Большой приз «КАМАЗа» – выиграть автомобиль мог любой человек из СССР. Эти символические ключи увозили все победители, единственный, который остался в музее, – Юрий Панин, за миллионный автомобиль.

«Железяка»
Кто-нибудь посмотрит и скажет – простая алюминиевая железка. А ведь это первое литье на КАМАЗе, которое сделали литейщики на площадях ремонтно-инструментального завода. РИЗ был первым запущенным на КАМАЗе заводом. И этот тройник предпускового подогревателя для КАМАЗа 5320 был отлит 23 февраля 1974 года.

Друзья КАМАЗа
Музей хранит много значков, медалей и подарков – их дарили с других предприятий, с которыми завод был близок. Связей было много – КАМАЗ появился не на пустом месте.
Всю конструкцию первых автомобилей собрали конструкторы ЗИЛа, завода имени Лихачева. Ярославский моторный завод разработал первый двигатель мощностью 180-210 лошадиных сил специально для КАМАЗа. Сохранил музей память и о «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЕ», ведь наличие трудового коллектива строителей тоже повлияло на то, что КАМАЗ начал строиться на берегах Камы.

Директора
Эту композицию КАМАЗ получил на празднование своего 25-летия. Здесь изображены все директора завода на тот момент. Первый – Лев Борисович Васильев держит табличку с надписью «Увеличим темпы производства, обгоним Форда». Далее – Василий Алексеевич Фаустов, он был директором с 1981 по 1987 год, у него надпись «Наберем мощности». При нем же, кстати, было выпущено самое большое количество автомобилей в год. Рядом Николай Иванович Бех, он занимал должность с 1987 по 1997 год.

Ранее в рубрике:

Комментарии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Стоит прочитать

Закрыть
Наверх