Сергей Жарахин: «Я знаю, что такое зарплата для людей»

350 просмотров 2

Как продавец лампочек стал владельцем трех заводов и поставщиком оборудования для «Роснефти», «Россетей», «Газпрома» и «Татнефти».

Если вас не устраивает свой уровень доходов, придумайте, как зарабатывать больше. Пример владельца и директора холдинга «Электрояр» Сергея Жарахина показывает, как сделать это без связей и денег. Главное – мотивация.

– Сергей, вы начинали с маленького магазина электротоваров. Как перешли на производство электрощитового оборудования?

– Я долго работал в активных продажах электротехнического оборудования. Потом открыл магазин товаров для электромонтажников: лампочки, розетки, провода… Но поскольку опыта в розничном бизнесе у меня не было, магазин «не пошел». И в 2010 году я решил вернуться на знакомый рынок. Сразу подумал: нужно предлагать что-то уникальное. Этим стало электрощитовое оборудование. Изучив нишу, я понял, что в Набережных Челнах конкурентов нет. Сюда все поставлялось из Казани.

Нашел двух электриков, инженера и пару продавцов. Взял товарный кредит в компании, где до этого работал. Приехал в «Домкор» (тогда – «СМТ ДСК»), заявился на участие в конкурсе. Предложил самые низкие цены. Выиграл.

– Просто за счет демпинга?

– Да. Зато мы получили возможность поставлять оборудование на все масштабные стройки домов. Мы охватили порядка 80% строек города в 2011-2016 годах.

– Но стройками дело не ограничилось?

– Два года назад конкуренция на рынке усилилась. Появились новые компании, которые, как мы когда-то, давали низкие цены. Даже из «Электрояра» ушли несколько человек и открыли свое дело. А поскольку наше предприятие выросло, стало неудобно снижать цены до такого уровня. Потихоньку мы переключались с этого рынка на сотрудничество с крупными промышленными структурами. И это уже не сборка простых щитков как в жилых домах. Это разработка целых систем, которые управляют производственными линиями и защищают человека и весь завод от возникновения аварий.

Стратегия была той же – более низкие цены. Первым заказчиком стала «Татнефть». Затем – ТАИФ.

– То есть вы просто заявились на тендер и выиграли? Это же ведущие компании республики!

– Да. Тот, кто предложил самую низкую цену и выгодные условия по рассрочке платежа, выиграл. Остальные компании на очные торги отправили менеджеров, а «Электрояр» представлял я. Так, у меня была фора в принятии решений: ни с кем не нужно советоваться.

– Если вы серьезно сбиваете цену и предлагаете рассрочку, на какие деньги делаете заказ?

– Мы всегда были добросовестными плательщиками. И поставщики дают нам большие суммы в долг и отсрочку платежей.

– Знают, что в любом случае оплатите?

– Да, именно поэтому нам было важно не менять юридическое лицо. Есть практика, когда каждые три года компания меняет юридическое лицо, чтобы облегчить бремя налогов и прочее. Но мне важнее сохранить репутацию.

– Сейчас вы работаете с крупными заводами Татарстана, так?

– Они были очередной, но не последней стадией нашего развития. Дальше мы начали «заходить» в Россию. Целый год я вел переговоры с «МРСК Центра» («Межрегиональная распределительная сетевая компания», принадлежит ПАО «Россеть») на поставку трансформаторных подстанций.

Это еще более сложный уровень. С низкого напряжения (что мы производили ранее) мы перешли на среднее напряжение, в котором заказ — это отдельные здания или сооружения.

– Дайте угадаю – вы предложили низкую цену?

– Там все сложнее. «МРСК Центра» дала пробный заказ. Мы выполнили его частично самостоятельно, частично на аутсорсинге, чтобы понять, как это делается. Клиента все устроило, поступил новый заказ, который обеспечил наше предприятие работой практически на полгода. Этим примечательно партнерство с большими компаниями – ты долго ведешь переговоры, но после можешь гарантировать своей фирме задел на будущее.

Вторым крупным заказчиком трансформаторных подстанций была «Сетевая компания» Татарстана. Там оценили наш опыт работы с «Россетями». В прошлом году нашим клиентом стала «Роснефть». По другим, менее масштабным объемам, сотрудничаем и с «Лукойлом», и с «Газпромом», были поставки оборудования на «РЖД».

– Благодаря этому вы, наверное, обеспечены заказами на годы вперед?

– Скажу больше, такое партнерство стало причиной открытия завода металлоконструкций. Для производства трансформаторной подстанции необходимо здание, в которое она помещается. Покупать на стороне материалы не выгодно, поэтому появилась задача делать их самостоятельно.

– Как вы это сделали?

– Купили оборудование, наняли штат инженеров. Разработали документацию и загрузили завод заказами. Скоро планируем вывести его на коммерческий рынок.

– Не так сложно, получается?

– Это очень сложно. Мы запускали завод параллельно с выполнением крупного заказа. Мы взяли заказ, просчитали время производства продукта и, получив оплату, купили нужное оборудование. Ровно через два месяца начали выпускать изделия. Если бы хоть немного «зависли» по времени, ничего бы не успели. Было страшно, но мы рискнули. Мало кто верил, но все получилось.

– Сколько у вас сейчас сотрудников?

– В холдинге есть еще строительная компания. Общее количество людей – 120 человек. Восемь лет назад мы впятером собирали щитки, грубо говоря, в гараже. А сейчас имеем три производственные площадки и больше ста сотрудников.

– За эти 8 лет было время, когда опускались руки, и было страшно продолжать?

– У руководителя, у собственника бизнеса не бывает, что чувствуешь себя спокойно. Никогда не знаешь, что будет завтра. Первые 5-6 лет мы находились в режиме постоянного поиска заказов. Ежедневно. Если хотя бы на денек расслабишься, можешь остаться без работы, без денег, без предприятия.

Когда ты стал крупнее, да, обеспечиваешь себя работой на большой период времени, но здесь может не хватить денег в «оборотке». Нужно закупить оборудование, произвести продукт, а деньги обычно платят после поставки.

Но, несмотря на такие нюансы, за все 8 лет у нас не было ни дня задержки зарплаты. В свое время я много где поработал и знаю, что такое зарплата для людей.

– Но вам же нравится? Вы не готовы отойти от дел и часть функций переложить на подчиненных?

– Нет, не готов. Я настолько привык ко всему, что мне сложно представить другой образ жизни.

– Получается, вы тот руководитель, без которого все остановится?

– Я занимаюсь больше внешней политикой. На мне – обеспечение предприятия работой и развитие. Двигаться можно только за счет увеличения объема заказов или выпуска нового продукта. Сейчас на подходе, кстати, 4 новинки. Если они окажутся актуальными, то в следующем году планируем все площади объединить и построить завод по производству электрощитового оборудования, трансформаторных подстанций и элементов автоматизации.

– Уже выбрали место?

– Думали, анализировали, присматриваемся к ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития) в Набережных Челнах. Но процедура достаточно долгая, так что все пока в процессе.

В городе, возможно, мы не очень известны. Потому что работаем в узком сегменте бизнеса для бизнеса. Но в России нас знают. Мы привлекаем в Челны заказы из России, это «Роснефть», «Россети». Не «уходят» в другие регионы «Татнефть», ТАИФ. Все это – налоги для города, рабочие места, обучение сотрудников. Так что мы хотим развиваться здесь.

беседовала Адиля Газетдинова

Ранее в рубрике:

Комментарии

  • Елена Елена Май 28, 2018 в 11:54

    Очень вдохновляющий пример! Желаю вам успехов!

    Ответить
  • Руслан Б. Руслан Б. Июнь 17, 2019 в 14:04

    Все думал, когда уже интервью с Сергеем выйдет. Не поленился, нашел эту статью. Компанию Электрояр знаю с 2010 года, работал с ними очень плотно. Сам я уже давно сменил область деятельности, но за Электрояром и его успехами слежу ) Желаю Сергею и его компании не останавливаться!

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Наверх