Почему в одних странах используется правосторонняя схема движения, а в других левосторонняя?

150 просмотров 0

Объяснений выбора правосторонней схемы масса: правшам с грузом на плечах удобнее идти справа, сидя на лошади или в экипаже, правой рукой проще контролировать животное. Но также много объяснений, почему выбрано левостороннее движение. Например, то, что джентльмен должен быть готов ответить на атаку встречного, а доставать меч правой рукой удобнее.

Но если следовать этой логике, то получится, что в континентальной Франции люди постоянно таскали на плечах груз и мило общались со встречными, а англичане гуляли налегке и непрерывно сражались с прохожими…

Часто можно услышать, что исторически «правильным» считается левостороннее движение, как в Англии. Однако доказательств этой теории не слишком много, да они и не особенно-то убедительны: в Великобритании обнаружена древняя каменоломня, где правая часть дороги (по которой вывозили загруженные тачки) была разбита сильнее левой.

Плюс на одной из римских монет изображены два воина, которые разъезжаются по левосторонней схеме. Негусто.
Но даже если наши предки использовали левостороннюю схему, то почему в морских правилах – гораздо более консервативных, чем «сухопутные» – применяется правосторонняя? Ведь при сближении судов, идущих друг на друга, они должны расходиться левыми бортами (то есть движение правостороннее). Этого правила придерживаются, кстати, и англичане.

Как бы то ни было, но в России уже несколько сотен лет назад была привычная нам правосторонняя схема движения. Мало того, 5 февраля 1752 года российская императрица Елизавета I подписала указ, где было четко сказано, что держаться надо правой стороны. Кстати, в этом же документе была затронута и тема скорости: «не ездить слишком шибко». Англия законодательно ответила только в 1756 году, когда был опубликован билль, согласно которому при движении по Лондонскому мосту нужно было двигаться слева. Франция формально стала праворульной в 1789 году – считается, что именно она и принесла такую схему движения в другие страны.

В настоящий момент правосторонними являются 72% всех дорог в мире, по которым ездят 66% населения. Соответственно, на левостороннее движение приходится 28% дорог и 34% населения, а крупнейшими странами с такой схемой являются Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш и Япония. При этом «неправильную» с нашей точки зрения схему движения можно встретить на всех без исключения континентах. И даже в Северной Америке, например, на Ямайке и Барбадосе.

Порой не только машины могут иметь «неправильный» руль, но и улицы! Например, в самом центре Парижа — между Лувром и садом Тюильри — есть улица генерала Лемонье, где движение организовано на английский манер.

По материалам mail.ru

Ранее в рубрике:

Комментарии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Наверх