Отсутствие ПВО ВСУ на глубину не менее 100 км сделает более безопасными вылеты самолётов ВКС РФ к границе и линии фронта
Военный корреспондент ДИП «Вести» ВГТРК Александр Сладков в своем телеграм-канале затронул тему, которая весьма актуальна для нынешней ситуации на фронте. Хотя ВС РФ давно и прочно владеют инициативой, особых прорывов, если не считать отдельных участков, на ЛБС не происходит.
В этой связи Сладков полагает, что необходимы более решительные действия нашего Генштаба. Включая, к примеру, проведение воздушно-десантных операций в тыл врага. За все время СВО таковая была проведена единожды в самом начале спецоперации, когда 45-я бригада СпН ВДВ ВС РФ высадилась в аэропорту Гостомеля под Киевом.
Однако с тех пор ситуация сильно изменилась. В рамках военной помощи Запад поставил за три года конфликта ВСУ не только ПЗРК, но и системы ПВО средней и повышенной дальности, включая зенитные ракетные комплексы Patriot производства США. Часть из них были уничтожены российскими средствами поражения, но они все еще представляют угрозу для ВКС РФ. Особенно, когда речь идет о воздушном десантировании на больших и достаточно медлительных транспортных самолетах Военно-транспортной авиации (ВТА).
Еще более затруднена высадка десанта с вертолетов армейской авиации ВКС РФ, которые как раз задействовались в Гостомельской операции. Позднее туда вылетели военно-транспортные Ил-76 ВКС РФ с примерно 1000 человек десанта.
Хотя российская боевая авиация, силы ПВО ВС РФ владеют несомненным преимуществом перед Воздушными силами Украины как в количественном, так и в качественном отношении (потеря как минимум двух хваленых американских истребителей F-16 ВС ВСУ тому подтверждение), говорить о том, что наши самолеты могут совсем беспрепятственно атаковать противника пока не приходится. Своего рода революцию для ударов по объектам ВСУ на фронте и в прифронтовой зоне произвели ФАБ с УМПК, но и их дальность поражения ограничена.
Так что говорить о проведении воздушно-десантных операций в тылу врага, особенно на значительную глубину, пока что, скорее всего, преждевременно. Помимо всего прочего, НАТО, в первую очередь США, продолжают предоставлять разведданные ВСУ, что сразу вскроет подготовку к наступлению, да и проведение воздушно-десантных операций ВДВ ВС РФ делает, мягко говоря, затруднительным.
Возвращаясь к размышлениям Сладкова, как еще можно кардинально изменить ситуацию на фронте в нашу пользу. Военкор считает, что альтернативой десантированию, причем речь идет не только о ВДВ, но и, например, морпехах, может стать широкий и глубокий прорыв на одном из направлений. Но для этого вновь необходима поддержка с воздуха, одной артиллерией, дронами и пехотой не обойтись. А для этого следует обезопасить наши ВКС, как минимум отодвинув средства ПВО противника от участка прорыва на безопасное расстояние.
Сколько на вооружении Противовоздушных сил обороны ВСУ сейчас имеется ЗРК, доподлинно неизвестно. Самым современным и дальнобойным считается американский зенитный ракетный комплекс Patriot, хотя дальность поражения баллистических целей у него составляет 15–22 км и до 100 км — аэродинамических целей.
Для сравнения, ФАБ с УМПК поражает цели на расстоянии 50-60 километров. Максимум - 80. Опасно для наших самолетов, но наличие данных ЗРК у ВСУ сильно сократилось. Трамп категорически отказался даже продавать их Зеленскому, поприжались и европейцы, некоторые из которых всерьез готовятся к войне с Россией.
Да и с наличием ЗУР у сил ПВО ВСУ дела теперь похуже. Стоимость пуска одной ракеты Patriot составляет от 3 до 8 млн долл. США в зависимости от типа. По заявлениям Украины, уровень перехвата ракет «Кинжал» и «Циркон» комплексом «Пэтриот» составляет 25%, но только при условии залпа всех 32 противоракет батареи, чтобы иметь хоть какой-то шанс сбить одну гиперзвуковую ракету.
Есть еще немецкие зенитные ракетные системы (ЗРС) средней дальности IRIS-T, четыре из которых вновь в неопределенные сроки обещала поставить Киеву Германия. Дальность поражения целей ракетами данных ЗРС достигает 40 км, досягаемость по высоте — 20 километров. При этом заявлено, что IRIS-T способна поражать малогабаритные воздушные цели, однако в сети уже опубликовано несколько видеосвидетельств, когда данные установки успешно атакуют наши дроны-камикадзе «Ланцет».
Другие ЗРК, которые могут быть еще в распоряжении сил ПВО ВСУ, либо сопоставимы по тактико-боевым характеристикам с IRIS-T, либо уступают им. Кроме того, только за время боевых действий на Курском направлении противник потерял 26 пусковых установок зенитных ракетных комплексов. Сейчас украинская ПВО в основном прикрывает важные тыловые объекты, да и то далеко не все.
Получается, что отсутствие любых систем ПВО ВСУ на глубину минимум 100 километров от ЛБС сделает более безопасными вылеты российской боевой авиации к линии фронта и границе.
Сейчас же говорить о том, что наша боевая авиация может совершенно беспрепятственно и в полной безопасности пересекать линию фронта на любую глубину, да еще и высаживать десант, скорее всего, пока преждевременно. Проблема даже не в том, на каком расстоянии от ЛБС находятся установки ПВО противника, а более в их местоположении. Кроме того, все установки мобильные и могут менять дислокацию. Хотя не исключено, что такие планы уже разработаны и спрятаны надежно в сейфах Генштаба ВС РФ. Хочется надеяться...
Обсудим?
Смотрите также: