КМП США заказал строительство десантных катеров ASC-M
Проектный облик катера ASC-M
Корпус морской пехоты США собирается развивать парк своих десантно-высадочных средств. С этой целью ведётся разработка ряда образцов нескольких классов, и недавно стартовал новый подобный проект. В рамках перспективной программы ASC-M планируется создать средний десантный катер, способный доставлять к берегу личный состав, технику и различные грузы. КМП уже выбрал компанию, которой предстоит разрабатывать и строить эту технику.
Средний вспомогательный катер
В настоящее время КМП США выполняет амбициозный план развития Force Design 2030, направленный на обновление его облика и улучшение всех основных параметров. План предусматривает изменения организационно-штатной структуры, создание и закупку новых образцов техники, а также внедрение новых тактик и концепций.
В частности, программа Force Design 2030 предлагает изменить стратегию развертывания морской пехоты и оптимизировать процессы её переброски между базами или зонами боевых действий. Для этого КМП требуется новое поколение морского транспорта и десантно-высадочных средств. Как следствие, в последние годы стартовало несколько новых проектов разработки такой техники.
Один из таких проектов получил название Ancillary Surface Craft — Medium (ASC-M) и предусматривает создание «среднего вспомогательного катера». Предполагалось, что разработка такого плавсредства не займет много времени, и в средней перспективе оно сможет дополнить существующий парк десантно-высадочных средств.
В 2023-24 г. Лаборатория боевых действий КМП (MCWL) начала конкурсный этап программы ASC-M. Она сформировала общие требования к перспективному катеру и приняла заявки от компаний, желающих участвовать в его разработке. К настоящему времени Лаборатория изучила предложения и выбрала наиболее удачное.
Контракт на строительство
21 мая 2025 г. MCWL объявила победителя конкурса. Им стала компания австралийская Birdon Pty Ltd. Эта организация имеет большой опыт строительства судов и кораблей разных классов и разного водоизмещения, и в КМП посчитали, что она способна справиться с поставленными задачами.
Новые разработки компании Birdon: катер ASC-M (слева) и десантный корабль H260
По условиям недавно подписанного контракта, компания Birdon должна в ближайшее время завершить разработку своей версии проекта ASC-M и подготовиться к строительству. Затем будут построены два катера. Любопытно, что подряд на непосредственную постройку двух вымпелов передали американской компании C&C Marine and Repair.
По планам, первый из двух ASC-M будет заложен уже этим летом. Его строительство займет около года. Сроки закладки и постройки второго катера пока назвать не могут. Кроме того, остаётся неизвестной стоимость работ. Вероятно, все эти подробности раскроют в ближайшем будущем.
Планы на будущее
Не позднее лета-осени 2026 г. первый катер ASC-M от компании Birdon выйдет на испытания. Ему предстоит подтвердить расчётные тактико-технические характеристики и показать рабочие возможности. Позже к нему присоединится второй вымпел, и это позволит проводить более сложные испытания разного рода.
На первых этапах два катера не рассматриваются в качестве полноценных боевых единиц. В ближайшие годы их собираются использовать в качестве опытовых судов. В рамках различных экспериментов и учений они будут выполнять те или иные задачи, связанные с доставкой грузов, и помогать в отработке новых концепций.
В зависимости от особенностей таких концепций и тактик, катера ASC-M будут работать самостоятельно или в связке с другими десантно-высадочными средствами. В настоящее время КМП и ВМС активно прорабатывают разные вопросы развития десантного флота, и некоторые предложения в этой сфере будут доводиться до проверки на практике.
Как долго будут продолжаться подобные испытания и опты, пока неизвестно. Если средние катера нового типа справятся со всеми проверками и хорошо покажут себя, то в средней перспективе КМП может заказать их полноценное серийное производство. Для удовлетворения всех потребностей, текущих и ожидаемых, ему требуется до нескольких десятков катеров такого класса.
Технические особенности
Заказчик и исполнитель уже опубликовали общий облик перспективного десантного катера и назвали некоторые его характеристики. В целом речь идёт о плавсредстве средних размеров, способном перевозить значительные грузы и обеспечивать их выгрузку непосредственно на неподготовленное побережье.
Современные десантные катера на воздушной подушке LCAC
С точки зрения общей архитектуры и ключевых решений, проект Birdon ASC-M принципиально не отличается от некоторых других современных десантных катеров американской и иностранной разработки. При этом, как сообщается, в нём используются самые современные решения и компоненты, позволяющие получить высокие технические, рабочие и эксплуатационные характеристики.
Изделие ASC-M представляет собой плоскодонный катер длиной ок. 45 м и шириной ок. 9 м. Водоизмещение не сообщается, но информация о полезной нагрузке позволяет предполагать, что оно находится в пределах 100-110 т.
Катер имеет корпус с откидной носовой аппарелью и палубой максимальной площади, огороженную бортами. В корме корпуса находится двухъярусная надстройка. Она вмещает рубку управления и другие помещения.
Судя по конструкции корпуса, ASC-M будет скоростным катером. Однако информация о двигательной установке и движителе пока отсутствует. Также не раскрываются основные ходовые характеристики. По аналогии с другими подобными катерами, можно предполагать, что максимальная скорость хода достигнет 30-35 узлов.
Для размещения грузов предназначена палуба, занимающая около двух третей общей длины катера. Погрузка и разгрузка осуществляются через носовую откидную аппарель. ASC-M сможет перевозить 54 т груза. Это могут быть несколько десятков морпехов с вооружением и снаряжением либо та или иная техника. Катер сможет десантировать автомобили, лёгкие бронемашины, артиллерийские системы и т.д.
ASC-M получит вооружение для самозащиты или поддержки десанта. Так, в носу корпуса и на корме надстройки предлагается установить боевые модули с 30-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. Также предусмотрены тумбовые установки с крупнокалиберными пулемётами.
Катер должен иметь радиоэлектронное вооружение, соответствующее его задачам. Ему требуются средства навигации и связи, радиолокатор для поиска угроз и т.д. Также подразумевается установка системы дистанционного управления вооружением.
Выгрузка техники с борта LCAC
Промежуточное решение
КМП США планирует крупное обновление своего флота десантно-высадочных средств, и по его заказу уже разрабатывается ряд проектов такой техники. Реализовать эти планы в полной мере удастся не ранее конца текущего десятилетия, причём работы по наиболее сложным проектам могут затянуться.
В то же время, разрабатывается и доводится до строительства новый проект среднего катера ASC-M. Он отличается определённой простотой и не предлагает никаких революционных нововведений. Тем не менее, и в этом случае такой катер должен показывать высокие характеристики и делать свой вклад в развитие КМП.
С технической точки зрения, перспективный катер ASC-M отличается, главным образом, новизной и должен дать все связанные с нею преимущества. Он должен быть проще и дешевле в производстве и эксплуатации. Кроме того, новые катера будут иметь полный запас ресурса и задел для будущих модернизаций.
Впрочем, КМП не собирается ограничиваться только техническими аспектами. Для новых катеров прорабатываются те или иные способы развёртывания и тактики боевого применения. Они должны учитывать опыт операций прошлого и технические особенности современной техники. Кроме того, такие тактики сразу создаются с прицелом на конкретные театры и регионы.
За счёт катеров ASC-M предполагается частично закрыть потребности КМП в средней перспективе. Затем в серию должны пойти десантные корабли и катера новой разработки, основанные на более сложных концепциях и отличающиеся более высокими характеристиками.
В целом, в текущих планах КМП проект катера ASC-M получает роль промежуточного решения. Он должен обеспечить сохранение и рост основных показателей в требуемый период и затем уступить ведущую роль другой технике. Однако такой статус не умаляет значения нового проекта. Без него развитие КМП может столкнуться с дополнительными проблемами разного рода.
- Рябов Кирилл
- Birdon Pty Ltd., Минобороны США
Обсудим?
Смотрите также: