Новые планы Пентагона в сфере БПЛА
Военное и политическое руководство США обратило внимание на развитие беспилотных авиационных систем и теперь пытается следовать актуальным тенденциям. Подписаны новые документы, в соответствии с которыми в ближайшем будущем начнется массовая закупка лёгких БПЛА разного назначения. Беспилотники должны будут поступать в разные подразделения и улучшать их разведывательные и ударные возможности.
Реакция на тенденции
На протяжении последних лет Пентагон заказывал разработку и поставку различных БПЛА лёгкого класса, способных выполнять разные задачи. Такая техника проходила испытания и даже поступала на вооружение. Однако объёмы закупок серийных изделий были ограниченными, и полномасштабное переоснащение частей не предпринималось.
Тем не менее, события последних лет показали необходимость массового внедрения легких БПЛА. В связи с этим в Вашингтоне пересмотрели планы и решили запустить новую амбициозную программу перевооружения. К настоящему времени обновлённые планы отразили в двух основных документах.
6 июня 2025 г. президент Дональд Трамп подписал указ №14307 о поддержке американского беспилотного авиастроения и переоснащении армейских подразделений. В этом документе поставлен ряд целей для военного ведомства, а также содержатся основные указания по их достижению.
В течение нескольких следующих недель Пентагон анализировал президентский указ и вырабатывал план своих действий. По итогам этих работ, 10 июля глава ведомства Пит Хегсет подписал меморандум о развитии сферы лёгких БПЛА и перевооружении армии. Документ более подробно рассматривает актуальные вопросы и предлагает их решения.
Дальнейшие работы и мероприятия в области БПЛА будут осуществляться в соответствии с меморандумом Пентагона. В ближайшее время должны появиться новые руководящие документы с конкретными планами, программами и мерами. Кроме того, меморандум отменяет действие некоторых документов, изданных в последние годы. Они признаны устаревшими и мешающими развитию отрасли.
Запоздалые меры
В меморандуме отмечается, что легкие ударные БПЛА стали одним из главных нововведений в армиях в последние годы. Их потенциал наглядно демонстрируется в текущих конфликтах. Наблюдается значительный рост производства — зарубежные страны ежегодно выпускают миллионы беспилотников.
П. Хегсет обвиняет предыдущее руководство США в том, что оно игнорировало это направление и даже мешало его развитию бюрократическими методами. Нынешнее руководство и командование собирается исправить эти ошибки и нагнать упущенное. Пентагон хочет в минимальное время сократить отставание от зарубежных армий. Затем будут приняты меры по обеспечению преимущества.
Предлагается несколько основных решений для поставленных задач. Так, необходимо изменить процедуры выбора и закупки беспилотной техники с целью ускорения этих процессов. Также нужно использовать «технологическое превосходство» американской промышленности. Это будет выражаться в закупках отечественной продукции и в стимулировании собственного производства.
Вопросы организации
Сейчас в сфере беспилотной авиации действуют те же нормативы и правила, что и в других областях. Перед принятием на вооружение новый БПЛА должен пройти полный цикл испытаний в соответствующих структурах военного ведомства и получить положительное заключение. Затем другие управления Пентагона составляют и утверждают план закупок, который вносится в военный бюджет и т.д.
Меморандум министра обороны предлагает исключить из такой системы БПЛА 1 и 2 групп (аппараты с взлётной массой до 25 кг). Для них нужно разработать собственные упрощённые регламенты, которые позволят ускорить закупки.
Будут разработаны общие требования к такой технике. Широкий круг частей и структур вооружённых сил получит полномочия самостоятельно закупать и испытывать БПЛА. При положительном итоге ответственные лица в звании старших офицеров или генералов смогут инициировать закупки в нужных объёмах и проводить перевооружение.
Также предлагается создать «синий список» (Blue List). В него будут включать БПЛА, прошедшие все необходимые испытания вне зависимости от особенностей такого тестирования. Это могут быть аппараты из полномасштабных конкурсных программ или изделия, выбранные конкретными частями. Также в список должны входить компоненты и устройства для беспилотной авиации.
Любые части и подразделения смогут без дополнительных процедур приобретать технику и приборы из «синего списка». При этом они не будут тратить время на дополнительные мероприятия и не столкнутся с рисками.
Blue List будет работать в виде цифровой платформы, доступной для любых структур вооружённых сил США. Его создадут в ближайшие месяцы и запустят не позднее 1 января 2026 г. Платформа будет собирать данные об испытаниях техники, обновлять их при необходимости и выполнять другие задачи.
Технические решения
Ожидается, что новые планы приведут к росту количества разрабатываемых и производимых БПЛА. В связи с этим возникнут вопросы не только организационного, но и технического характера. Их придется учесть при составлении новых правил и регламентов.
Необходим новый подход к стандартизации беспилотной техники. БПЛА разных типов обязательно будут отличаться друг от друга. При этом нельзя допустить значительной разунификации, которая помешает производству и эксплуатации. Часть компонентов и устройств должна быть стандартной, и для этого нужны соответствующие регулирующие документы. Например, будет проработан список частот и диапазонов, доступных для беспилотных систем.
При этом не исключается внедрение новых компонентов. Однако этот процесс должен быть упрощён и ускорен. Для этого будут созданы новые контролирующие органы, которым предстоит проводить сертификацию изделий. Решения по аккумуляторам для БПЛА они должны будут принимать в течение недели. По боеприпасам для БПЛА — в течение месяца.
План закупки
Нынешние правила предусматривают закупку техники крупными партиями в течение нескольких лет подряд. Новый меморандум о БПЛА предлагает другой подход к переоснащению частей. Предполагается, что он позволит быстрее адаптироваться к изменениям и получать иные преимущества.
Закупки техники должны осуществляться ограниченными партиями, и выполнение контрактов будет занимать не более нескольких месяцев. Затем армия должна приобретать новую модификацию этого же беспилотника или переходить к другому образцу. Такой подход спасет от проблем, связанных с длительной закупкой одного изделия без изменений.
Также Пентагон хочет ускорить процессы обновления программного обеспечения. Будет создана платформа проверки и распространения ПО. С её помощью можно будет максимально быстро и безопасно обновлять программы на всех аппаратах заданного типа. Также упростится сбор данных об эксплуатации и применении.
Авторы меморандума предполагают, что свою продукцию предложат десятки американских компаний. Новые методы закупок позволят справиться с таким валом предложений и выбрать наилучшие. Армии будет проще приобретать новые образцы и избавляться от устаревших или не оправдавших ожидания.
В обозримом будущем
Меморандум Пентагона о развитии беспилотной авиации был подписан всего несколько дней назад. Вероятно, в ведомстве уже разрабатывают другие руководящие документы, в соответствии с которыми будут идти дальнейшие работы. Первые результаты ожидаются в течение нескольких следующих месяцев.
Пентагон ожидает, что положительные последствия нынешних решений в полной мере проявятся уже в 2026-27 гг. Армия получит большое количество лёгких БПЛА разного назначения, причём нескольких моделей и модификаций. Также будет создан задел для дальнейшего обновления парка такой техники. В целом строятся самые оптимистичные планы, и Пентагон собирается делать всё возможное для их выполнения.
- Рябов Кирилл
- Минобороны США
Обсудим?
Смотрите также: