Турция разработала ракетный комплекс Göktan
Ракетный комплекс Göktan на выставке IDEF-2025
Турецкая компания Aselsan A.Ş. представила новый самоходный ракетный комплекс Göktan. Он предназначается для поражения различных наземных и надводных целей на дальностях не менее 150 км. Главным компонентом этого комплекса стала оригинальная ракета, оснащённая боевой ступенью в виде доработанной планирующей авиабомбы Tolun.
Бомба на земле
Разработка проекта Göktan («Небесный») началась несколько лет назад. В его основу легла концепция, заимствованная у американского проекта GLSDB. Турецкая промышленность тоже решила создать ракету «земля-земля» с управляемой бомбой в качестве боевой ступени.
Головным разработчиком нового комплекса стала компания Aselsan. Также к работам привлекли компанию Delta-V, которая должна была создать ракетный двигатель и сопутствующие компоненты. Сухопутный ракетный комплекс собирались построить на шасси от компании Anadolu Savunma.
Ракету для комплекса Göktan построили на основе управляемой бомбы Aselsan Tolun, представленной несколько лет назад. Доработанный вариант авиационного боеприпаса, предназначенный для сухопутного комплекса, получил обозначение Tolun S. Это изделие дополнили оригинальной ракетной ступенью от Delta-V.
В феврале 2025 г. на одном из турецких полигонов состоялись первые испытания новой ракеты. Тестовый запуск провели при помощи стационарной установки с длинной рельсовой направляющей. Старт осуществлялся с большим углом возвышения.

Опытная ракета на испытаниях, февраль 2025 г.
Сообщалось, что ракета успешно взлетела с направляющей. Двигатель доставил боевую ступень в точку разделения, после чего изделие «Толун-С» начало самостоятельный полёт. Планирующая бомба с самонаведением успешно поразила условную цель на полигоне. При этом дальность и отклонение от точки прицеливания раскрывать не стали.
Вероятно, в следующие месяцы испытания и отработка конструкции продолжались. В частности, на определённом этапе на полигон могли отправить полноценную самоходную пусковую установку. Очевидно, что новая ракета должна показать свои характеристики не только на тестовой направляющей, но и на штатном носителе.
Изделие на выставке
В конце июля в Стамбуле состоялась военно-техническая выставка IDEF-2025. Компания «Аселсан» показала на ней несколько современных разработок, включая новый ракетный комплекс «Гёктан» и боеприпас для него. Кроме того, на выставке раскрыли новые сведения об этом проекте и назвали основные характеристики.
На выставочную площадку доставили полноценную самоходную пусковую установку, выполненную на основе автомобиля турецкого производства. Боевая машина получила установку с шестью транспортно-пусковыми контейнерами для ракет. Один из боеприпасов был выдвинут из ТПК — имитировался момент пуска.
Утверждается, что компания Aselsan завершает разработку и испытания изделия Göktan. Кроме того, она уже ведёт переговоры с министерством обороны Турции. В случае успеха этого процесса, в обозримом будущем появится контракт на серийное производство и поставку техники и боеприпасов. Впрочем, даже примерные сроки и объёмы такого заказа пока остаются неизвестными.
Первый запуск
Установка и ракета
Изделие Göktan представляет собой самоходный ракетный комплекс, предназначенный для поражения наземных или надводных целей с заранее известными координатами. В его составе используются как готовые компоненты, так и агрегаты новой разработки.
В состав комплекса входит самоходная пусковая установка. Она выполнена на четырёхосном автомобильном шасси серии Anadolu Seyit. Машина оснащена бронированной двухрядной кабиной, а кормовая грузовая платформа отдана под пусковую установку. Предусмотрены домкраты для вывешивания машины перед пуском.
Автомобиль Seyit 8x8 имеет дизельный двигатель Cummins мощностью 510 л.с. и коробку передач Allison 4000 SP. Грузоподъёмность такого шасси превышает 18 т. Оно имеет высокую подвижность на шоссе и на бездорожье.
Боевая машина оснащена пусковой установкой на шесть ТПК с ракетами. Установка имеет приводы горизонтальной и вертикальной наводки. Для достижения максимальной дальности, пуск ракет производится при возвышении 70-75 град. Перезарядка установки производится простой заменой контейнеров.
На борту машины имеются средства связи и навигации, а также приборы управления ракетами. С их помощью экипаж может принимать целеуказание и вводить данные в электронику боеприпаса. Все операции осуществляются до пуска. Перенацеливание после старта невозможно.
Авиабомба Tolun в полётной конфигурации
«Гёктан» использует оригинальную ракету. Она имеет удлинённый цилиндрический корпус, в головной части которого помещается боевая ступень-бомба. Остальные объёмы отданы под двигатель. В хвосте корпуса предусмотрен Х-образный стабилизатор. Стартовая масса ракеты — 700 кг.
Для такой ракеты был разработан оригинальный гибридный двигатель. В его составе используется твёрдый заряд топлива и жидкий окислитель. Утверждается, что такая система позволяет получить оптимальные характеристики тяги и разгона, необходимые для правильного запуска бомбы.
Боевая ступень Tolun S представляет собой планирующую управляемую бомбу. Она имеет обтекаемый корпус, на котором сверху установлен модуль с крылом. Хвостовой отсек вмещает приборы управления и рули. Полёт осуществляется за счёт раскладного крыла, состоящего из четырёх узких элементов.
Общая длина боеприпаса — 1,85 м. Максимальная ширина в транспортном положении — 191 мм при общей высоте 269 мм. Общая масса изделия составляет 137 кг, из которых 105 кг приходится на боевую часть.
Бомба имеет упрочнённый корпус, который позволяет ей пробивать до 1 м железобетона. Имеется заряд взрывчатого вещества массой в десятки килограммов. Подрыв может осуществляться как при контакте с целью, так и с задержкой, после проникновения внутрь объекта.

Изделие «Толун-С» использует наведение по координатам, введённым перед стартом. Такой принцип позволяет атаковать только стационарные объекты по данным от разведки. Возможно, в будущем бомбу модернизируют и оснастят полноценным самонаведением с возможностью самостоятельного поиска цели.
Ракета стартует из наклонного ТПК и выходит на расчётную траекторию. За время работы двигателя она достигает требуемой высоты и занимает нужный курс. После выработки топлива происходит сброс боевой ступени. Далее изделие Tolun S раскрывает крыло и рули, при помощи которых самостоятельно летит к назначенной цели.
Разработчики сообщают, что максимальная дальность пуска такой ракеты превышает 150 км. В зависимости от поставленной задачи, пуск может производиться в переднюю полусферу боевой машины или в заднюю. При этом пуск «за спину» резко сокращает максимальную дальность. Во всех случаях круговое вероятное отклонение достигает 10 м.
Сходства и различия
Без труда можно заметить, что турецкий проект ракетного комплекса Göktan во многом копирует американскую систему GLSDB, представленную несколько лет назад. Компания Aselsan взяла концепцию создания ракеты с боевой ступенью в виде авиабомбы, но реализовала её с использованием своих собственных компонентов и решений.
Очевидно, что иностранную идею заимствовали с расчётом на получение высоких результатов. В теории, ракетный комплекс подобного состава имеет ряд важных преимуществ и представляет интерес для армий разных стран. По сути, турецкая промышленность решила сделать конкурента для американского изделия GLSDB и вывести его на международный рынок.
Главные преимущества комплекса «Гёктан» связаны с использованием готового боеприпаса. Его ракета комплектуется существующей планирующей бомбой, благодаря чему не пришлось тратить время и силы на разработку собственной боевой части. Кроме того, изделие «Толун-С» может использоваться как в сухопутных войсках, так и в ВВС, обеспечивая все преимущества унификации.
Авиабомба Tolun S в исходной и «ракетной» версиях имеет достаточно высокие тактико-технические характеристики. По табличным показателям она не уступает иностранным образцам своего класса и калибра. При этом новая ракетная ступень позволяет более полно использовать потенциал бомбы.
Следует обратить внимание на различия комплексов Göktan и GLSDB. Так, американская ракета с бомбой предназначается для использования на существующих пусковых установках M270 и M142. В свою очередь, компания Aselsan разработала собственную боевую машину. Оба подхода к комплектации имеют свои плюсы и минусы. Например, турецкий проект предлагает потенциальному заказчику полноценный ракетный комплекс со всеми необходимыми средствами, тогда как американское изделие требует дополнительно закупать боевые машины.
Ракетная конкуренция
Таким образом, турецкая военная промышленность заимствовала чужую идею и представила новый ракетный комплекс собственной разработки. Теперь комплекс Göktan должны довести до принятия на вооружение армии Турции, а затем его выведут на международный рынок.
Изделие Göktan станет прямым конкурентом существующего американского образца. Как будет развиваться соперничество в новой нише рынка, пока неизвестно. Можно предполагать, что оба комплекса заинтересуют потенциальных заказчиков, но точные объёмы контрактов определятся только в будущем.
- Рябов Кирилл
- Aselsan A.Ş., European Defence Review
Обсудим?
Смотрите также: