Броненосец «Нешвилл» в деталях. И не только он…

Броненосец «Нэшвилл». Рисунок того времени
О, я бы хотел оказаться в стране хлопка,
Где не забыты старые времена,
Обернись! Обернись! Обернись! Диксиленд.
В стране Дикси, где родился я,
ранним морозным утром,
Обернись! Обернись! Обернись! Диксиленд.
Жить и умереть в Дикси.
Далеко, далеко, далеко, на юге, в Дикси.
Далеко, далеко, далеко, на юге, в Дикси.
Американская народная песня, один из неофициальных гимнов южных штатов США. Во время Гражданской войны в США была очень популярна среди конфедератов.
Я увидел, как во славе сам Господь явился нам,
Как Он мощною стопою гроздья гнева разметал,
Как Он молнией ужасной обнажил меча металл.
Он правды держит шаг.
Славься, славься, Аллилуйя!
Славься, славься, Аллилуйя!
Славься, славься, Аллилуйя!
Он правды держит шаг.
Американская патриотическая песня, в основе которой лежит музыка песни аболиционистов «Тело Джона Брауна»
Техника на войне. А было так, что после выхода последнего материала «о пароходах Тома Сойера» ряд читателей ВО попросил меня продолжить тему Гражданской войны в США. А кто-то так прямо и написал: «Почему вы так мало написали про «Нэшвилл»?» Ну что же, раз просят, надо реагировать. И вот как раз данный материал и расскажет вам, уважаемые читатели «Военного обозрения», и про сам «Нэшвилл», и про корабли той поры, сражавшиеся на стороне северян и южан. Итак…
Броненосец «Нэшвилл» был построен по проекту инженера Джона Портера как попытка выяснить применимость силовых установок от речных колесных пароходов — единственных двигателей, более-менее широко доступных для Конфедерации — на боевых кораблях. Так как Конфедерация, ввиду крайней слабости промышленности, сталкивалась с постоянными проблемами при производстве длинных валов для винтовых кораблей, предполагалось, что колесные броненосцы будут проще и быстрее в постройке. Что касается уязвимости движителя, то она рассматривалась как неизбежное зло.
Броненосец был заложен на конфедеративной верфи в Сельме (штат Алабама) в сентябре 1862 года. Строительство продвигалось медленно. Только летом 1863 г. корабль был спущен на воду. А в 1864 недостроенный «Нэшвилл», все ещё не имеющий ни брони, ни орудий, был отбуксирован вниз по реке в Мобил, где и проводилась его достройка. Часть брони и орудия для него были позаимствованы с речного броненосца «Балтик», оказавшегося негодным к службе. Летом 1864 «Нэшвилл» все ещё был не готов к боевым действиям.
Схема речного броненосца «Балтик»
К этому времени реки США каких только «броненосцев» не видали. Их делали «из всего, что под руками» по принципу «стоимостью дешевле, эффективностью выше». Поэтому совсем неудивительно, что среди спущенных на воду речных судов было немало простых переделок заднеколесных пароходов.

Броненосец северян «Бентон»*

Броненосец северян «Индианола»

Две проекции броненосца «Индианола»
За исключением колесного движителя, «Нэшвилл», в целом, повторял общую концепцию броненосцев конфедератов. Он имел низкий, неглубоко сидящий корпус с низким надводным бортом и гладкой палубой. Посередине палубы был установлен броневой каземат с наклонными стенками, в котором стояла артиллерия.
Броненосец «Индианола». Акварель того времени
«Нэшвилл» отличался в основном тем, что его каземат в центральной части имел спонсоны, соединявшиеся с бронированными кожухами гребных колес. Его полное водоизмещение составляло около 2683 тонн; длина «Нэшвилла» составляла 83 метра, ширина — 19,5 метров, что делало его одним из крупнейших броненосцев, построенных на Юге. Будучи колесным, корпус его имел более угловатые очертания, чем у других кораблей. Осадка его составляла всего 3,28 метра.
«Нэшвилл» был сконструирован из расчета на семь орудий; однако, в связи с бедственным положением проигрывающей войну Конфедерации, на практике он нес не более четырёх. Все его вооружение было смонтировано в трапециевидном прямоугольном каземате в центре корпуса.
Казематный винтовой броненосец «Конфедерации» «Техас»
Разрез броненосца «Техас». Глядя на него, становится понятно, почему внутри каземата стояла жуткая жара. Вентиляция была… естественной, и она не справлялась жаром от двух паровых котлов!
В передней стенке каземата находились два орудийных порта, через которые стреляли два 178-миллиметровых нарезных дульнозарядных орудия Брукса. Каждое орудие также могло стрелять через боковой порт в соответствующей боковой стенке каземата. В задней части каземата стояло ещё одно 178-миллиметровое нарезное орудие, стреляющее назад через порт в задней стенке и на оба борта — через порты в обеих боковых стенках. Дополнительно, в центральной части каземата стояло одно гладкоствольное 24-фунтовое орудие, стреляющее на оба борта через боковые порты.
Еще один казематный броненосец южан «Чарльстон». Имел на носу таран
Как и все броненосцы конфедератов, «Нэшвилл» был оснащен тараном. В отличие от строившихся на Атлантическом побережье броненосцев, он не имел дополнительной шестовой мины.
Броневая защита «Нэшвилла» была разнородна по конструкции и состояла из тех материалов, которые конфедератам удавалось добыть лишь с большим трудом. Часть броневых плит была заимствована с разоруженного речного броненосца CSS «Балтик».
Наиболее мощно была защищена лобовая стенка каземата. Её покрывали три слоя железных плит, полученных путём прокатки старых железнодорожных рельсов. Общая толщина защиты достигала 150 миллиметров; так как слоистая броня по стойкости уступала сплошным плитам равной толщины, чтобы увеличить эффективность бронирования, конфедераты расположили лобовую броню каземата под углом наклона в 29 градусов к горизонтали.
Боковые и задняя стенки каземата и основания кожухов гребных колес корабля защищались всего одним слоем плит толщиной 50 миллиметров. Чтобы повысить снарядостойкость, им был придан уклон в 35 градусов к горизонтали. Подобная защита толщиной не более 50 миллиметров уже считалась недостаточной для защиты от мощных орудий северян, но южане, страдавшие от крайнего дефицита металла, не имели особого выбора. Частично слабость брони компенсировала мощная деревянная подкладка из 600 миллиметров тика.
В целом, броневая защита корабля соответствовала предпочитаемой конфедератами таранной тактике, когда наибольшее значение уделялось защите носовой части корабля, подвергавшейся обстрелу практически в упор. Неизвестно точно, была ли вся защита «Нэшвилла» когда-либо смонтирована на местах.
Проекции броненосца «Нэшвилл»
Силовая установка была целиком заимствована с речных колесных пароходов и подверглась минимальной модернизации при установке на броненосец. Две машины неизвестной мощности работали на два колеса. Ввиду малой осадки и малого сопротивления движению при достаточно высокой мощности, броненосец оказался достаточно быстроходным и выдал на мерной миле 8 узлов. Также, в отличие от остальных крупных конфедеративных броненосцев, «Нэшвилл» оказался очень маневренным за счет своего колесного движителя.
Из-за затянувшейся достройки «Нэшвилл» вступил в состав флота Конфедерации лишь 15 сентября 1864 года — спустя больше месяца после того, как северяне прорвались в залив Мобил. На мерной миле корабль продемонстрировал хорошую скорость и маневренность, но корпус его оказался слишком слаб для веса установленной брони и проседал в центральной части, образуя многочисленные течи. То есть прочность броненосца оказалась под вопросом.

Модель броненосца «Нэшвилл»
Большую часть своей карьеры броненосец провел в обороне порта Мобил, укрывшись за минными полями от нападений федералистов. Попыток выхода в море против многократно превосходящего противника броненосец не предпринимал. Северяне, не обладавшие достаточными наземными силами вблизи Мобила, также не предпринимали попыток атаковать сам форт, ограничившись установлением своего контроля над акваторией залива, изоляцией и захватом островных фортов. С военной точки зрения Мобил уже утратил своё стратегическое значение; после прорыва федерального флота в залив конфедеративные блокадопрорыватели более не могли проходить в сам порт и ввозить туда оружие и снаряжение из Европы.
Еще один странный броненосец: речной монитор северян «Ниошо» с задним гребным колесом
Весной 1865 г. северяне сконцентрировали под Мобилом значительные наземные силы, начав кампанию по захвату порта. Обороняясь, южане активно применяли «Нэшвилл» как плавучую батарею для поддержки своих войск. В боях в марте-апреле 1865 г. за Испанский Форт, оборонявший восточные подступы к Мобилу, «Нэшвилл», действуя из-за линии заграждений, помогал отражать атаки федеральных войск до тех пор, пока береговые батареи северян не вынудили его отступить. Затем броненосец бомбардировал позиции федеральных войск, штурмующих форт Блэкли.
После падения Мобила броненосец отступил вверх по реке Томбигби вместе с группой других кораблей Конфедерации. 10 мая, после капитуляции конфедеративного правительства, коммодор Эбензер Фарранд сдал «Нэшвилл» северянам. Американский флот, более не нуждавшийся в трофейных кораблях, применения колесному броненосцу не нашел: отбуксированный в Новый Орлеан, «Нэшвилл» был поставлен на хранение. Часть его брони при этом была демонтирована для применения на других кораблях. В 1867 году «Нэшвилл» продали на лом.
Совершенно необычным был и броненосец северян монитор «Кеокук». Весной 1862 года, после успешной демонстрации возможностей броненосцев в бою на Хэмптонском рейде, военно-морской флот США начал в спешном темпе заказывать новые броненосцы, торопясь ввести в строй возможно большее число кораблей. Инженер Чарльзом Уитни в сотрудничестве с Томасом Роулендом предложили оригинальный проект, обещая построить корабль за пять месяцев. Строить его начали под именем «Мудна», но перед спуском на воду корабль переименовали в «Кеокук», в честь города на территории штата Айова.
Необычность «Кеокука» заключалась, прежде всего, в его корпусе, имевшем форму сплющенной сигары, большая часть которой скрывалась под водой. Броненосец был оснащён балластными цистернами в носовой и кормовой оконечности, которые перед боем заполнялись, а в походе осушались помпами. Благодаря этому он погружался в воду так, что на ее поверхности возвышались только башни и верхняя часть палубы.
Длина его составляла 48,82 метра, ширина — 11 метров, и осадка — до 2,59 метров. Полное водоизмещение броненосца было 677 тонн. Он был полностью построен из железа, без какого-либо применения деревянных конструкций; корпус его был собран из пяти больших железных отсеков, произведённых отдельно и собранных на верфи. Сами орудия были типичными гладкоствольными дульнозарядными орудиями Дальгрена, стрелявшими ядром весом до 75 кг, фугасной бомбой весом до 70 кг, шрапнелью и разного размера картечью. Их дальность составляла до 3650 метров при угле возвышения до 15 градусов. Для того времени это были достаточно мощные орудия, способные (с небольшой дистанции) пробивать наклонную 100-миллиметровую броню конфедеративных броненосцев. Так что очень даже оригинальных кораблей хватало и у южан, и у северян!
Модель «Кеокука» из бумаги сегодня тоже выпускается…
В целом, несмотря на свой необычный вид, «Нэшвилл» оказался одним из наиболее полезных броненосцев Конфедерации. Применение колесного движителя, хотя и выглядело анахронизмом, тем не менее позволило избавиться от массы проблем с переделкой силовой установки, от которой страдали винтовые броненосцы южан. Корабль оказался весьма быстрым (за счет малой осадки и небольшого сопротивления движению), маневренным и способным эффективно оперировать на мелководье — этих качеств зачастую были лишены другие крупные броненосцы южан.
«Кеокук» в цвете
С другой стороны, «Нэшвилл» страдал и от ряда актуальных недостатков. Главным из них был избыточный вес брони, который не мог выдержать его недостаточно прочный корпус. Огромные кожухи гребных колес поглощали значительное количество доступного для бронирования веса, из-за чего защищенность корабля против тяжелых орудий северян вызывала сомнения. Наконец, сам по себе движитель корабля был значительно более уязвим, чем винтовой, и мог быть быстро выведен из строя.
Ещё одной проблемой оказалась затянувшаяся достройка. «Нэшвилл» не был готов к решающему сражению в заливе Мобил 5 августа 1864, в котором его присутствие и высокие ходовые качества могли оказать влияние на исход боя.
*«Бентон» изначально являлся буксиром, заказанный правительством Соединенных Штатов, но незадолго до начала войны перекупленный кампанией Идза. В начале ноября 1861 г. Идз продал буксир военному министерству за 2600 долларов, заключив с ним контракт на переоборудование «Бентона» броненосец на своем заводе в Карондолете. Броненосец спустили на воду чуть больше чем через месяц после начала работ — 7 декабря 1861 г. Причем изначально это был катамаран (!), но его два корпуса объединили в один общим настилом орудийной палубы. Поэтому «Бентон» своими размерами превосходил все остальные броненосцы северян. На орудийной палубе смонтировали бронированный кожух гребного колеса заднего расположения. Очень хорошо был забронирован и каземат. Лобовая броня каземата представляла собой слоеный пирог из 2.5 дюймового железа снаружи и 2,5-футовой деревянной обшивки внутри. В целом, корабль и по своим конструктивным, и по боевым качествам получился вполне удачным
Продолжение следует…
- Вячеслав Шпаковский
Обсудим?
Смотрите также: