Анкоридж-2025 - в лучших традициях Ялты-1945
Время для диалога
В начале нельзя не привести замечательные слова премьера Словакии Роберта Фицо:
«Помните старую африканскую истину, которую я так люблю повторять? Она гласит: «Слоны дерутся или любят друг друга, трава всегда страдает». Независимо от того, как пройдут переговоры слонов 15 августа, пострадает трава, в данном случае Украина».
Ни убавить, ни прибавить. Разве что заменить слово «Украина» справедливее будет на «киевский режим». Только вот позиции двух слонов в последнее время серьезно изменились. Еще в декабре Дональд Трамп обещал молниеносное окончание конфликта на Украине, но потом допустил массу ошибок, главная из которых – он не вышвырнул из Киева Владимира Зеленского.
Состоялись миротворческие встречи, которые, однако, ни к чему не привели. Разве что организовали обмен военнопленными. Россия с начала года продолжила выдавливать противника, а также углубилась в Сумскую и Харьковские области. То есть, пока Трамп и Зеленский разглагольствовали, Вооруженные Силы России продолжали улучшать переговорные позиции Кремля. Была еще совершенная авантюра Соединенных Штатов – попытка запретить Индии и Китаю покупать российскую нефть. Белый дом послали подальше, а Дели еще и пересмотрел планы закупок американского оружия. Это еще один болезненный удар по репутации Дональда Трампа.
Киевский режим за минувшие месяцы 2025 года также продолжал демонстрировать признаки деградации. История с Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратурой (САП), когда Зеленский сначала возжелал забрать независимость у силовиков, а потом откатил назад под давлением Запада, показала уровень зависимости нынешней власти Украины. И всё это разворачивается на фоне медленной, но верной потери территории, силовой мобилизации и тотальной нехватке личного состава на фронте. В итоге условия мирного соглашения сейчас могут диктоваться Россией в гораздо большей степени, чем еще полгода назад.
Но сначала об уступках с нашей стороны. Первая и самая главная — проведение саммита Путина и Трампа на американской Аляске. Не в нейтральной стране, а в гостях у президента США. С одной стороны, это можно рассматривать как одолжение со стороны Путина и по негласной дипломатической традиции (да и чисто психологически) должно отразиться ответной любезностью. С другой стороны, проведение встречи двух государств, например, в Швейцарии или Италии небезопасно. «Борт №1» российского президента будет вынужден пролетать над недружественными странами, и уже нет никакой гарантии, что с ним в небе ничего не случится. А здесь два президента и два воздушных пространства — всё просто. Понятно, кого винить и кого закидывать ядерными боеголовками.
Аляска-2025
Как уже говорилось выше, это у американского президента горит побыстрее закончить конфликт на Украине. С российской стороны, без учета наших требований, даже о перемирии речь не идет. Трамп, проще говоря, испробовал массу приемов, но теперь вынужден договариваться о судьбах Европы тет-а-тет с Путиным. Без учета мнения Европы и Украины. То есть это именно то, чего добивался президент России еще до 2022 года и добивается по настоящее время. И вполне готов подождать, если потребуется.
В оценке будущей встречи необходимо понимать несколько моментов. Первый – так просто президенты стран первой величины не встречаются. Всегда должен быть некий результат глобального масштаба. Чаще всего он уже предопределен, и лидерам требуется лишь обнародовать позиции и поставить подписи. Владимир Путин – человек очень практичный и никогда бы не согласился на турне в Аляску без четко обозначенных итогов. Которые, в первую очередь, в интересах России.
С политической точки зрения сам факт проведения очных переговоров России и Америки без Зеленского — уже большая победа Владимира Путина. Это еще больше дискредитирует лидера киевского режима в глазах внешней и внутренней публики. Может так случиться, что никто и спрашивать мнения просроченного президента Украины не будет — на Западе легко и непринужденно сменят правительство. Например, на Залужного, который гораздо адекватнее и управляемее. То, насколько кардинально может изменяться политика с приходом нового лидера, наглядно демонстрирует транзит власти от Байдена к Трампу.
Зеленский уже заявил в традиционном для себя эфире, что не намерен размениваться территориями. Дескать, это записано в конституции Украины. Но снова есть несколько моментов. Первый – отдать России Донбасс можно и без конституционной реформы. Достаточно просто отвести войска в режиме «активной обороны», и дело будет сделано. ВСУ и без этого отступает, а сейчас сделает это с минимальными потерями личного состава.
Второй нюанс – это результаты недавнего опроса на Украине, который показал, что 69 процентов опрошенных теперь выступают за скорейшее заключение мира, и только 24 процента – за продолжение борьбы до победного конца. Можно предположить, что подписание неких договоренностей, ведущих к миру, не будет настолько болезненно для украинской общественности, как того желают некоторые. Но если Зеленский заартачится, как он обещает, все будет гораздо трагичнее.
Американское руководство уже заявило, что заканчивают финансирование Украины – в США устали морально и физически от конфликта. Об этом заявил вице-президент Вэнс 10 августа. Это прямой ответ на заявления Зеленского о неготовности идти на территориальные уступки. Если к этому добавится блокирование разведданных и отключение Starlink, то движение Российской Армии к Днепру кратно ускорится. С вполне предсказуемыми последствиями для киевского режима.
Некоторые комментаторы уже сравнили по значимости грядущий саммит на Аляске с событиями в Ливадийском дворце Ялты 80-летней давности. Это не совсем верно. В 1945 году был реальный конгресс победителей. Сейчас же победитель один – Владимир Путин. И Дональд Трамп ему не союзник, а политический инструмент для достижения целей. Да и решаемые задачи менее глобальны, чем последствия Ялты-1945. Все-таки 80 лет назад основательно перекроили старушку Европу, как бы того не хотел Черчилль. А сейчас решается судьба главного антигероя современности – киевского режима на Украине. Но все это проходит в лучших традициях Ялты-1945. За стол садятся люди, имеющие реальное влияние на глобальные процессы, и разговор их будет посвящен мирному урегулированию в Европе. В этом аспекте все схоже, и совершенно справедливо, что на Аляску не приглашен ни один европейский лидер, в том числе Кир Стармер, премьер-министр Великобритании. Измельчали нынешние Черчилли, ничего не скажешь.
Не стоит ждать и глобального поворота в отношениях России и Соединенных Штатов. Это не происходит в один присест – для этого необходимы месяцы переговоров. В первую очередь требуют внимания процесс развертывания ракет средней и малой дальности, а также продление или переформатирование договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. Такая повестка будет посерьезнее киевского вопроса и потребует больше времени.
Всем прогнозистам стоит помнить, что реальная дипломатия традиционно ведется в непубличной сфере. Тем более в такой чувствительной области, как урегулирование военного конфликта. Еще очень долгое время никто не обнародует телефонные переговоры Трампа и Путина, работу их поверенных лиц и прочие контакты двух стран по закрытым каналам. Можно много спекулировать на слухах о неком размене территории, отмене санкций, признании Крыма российским и прочих вещах, но ясно одно: Владимир Путин летит на Аляску, чтобы вести диалог с Трампом с позиции силы. Пусть даже сам Дональд этого не замечает либо не хочет замечать.
- Евгений Федоров
Обсудим?
Смотрите также: