Британские БПЛА Windracers Ultra Mk 2 для Украины
Сборочный цех компании Windracers
Одним из наиболее активных союзников и помощников нынешних киевских властей является Великобритания — она регулярно выделяет Украине помощь различного рода. В частности, британское содействие позволяет украинским формированиям поддерживать их беспилотную авиацию. Недавно стало известно о новом шаге в этом направлении. Великобритания начала поставлять Украине тяжёлые транспортные БПЛА Windracers Ultra.
Беспилотные поставки
Начиная с 2022 г., Великобритания активно помогает Украине в области беспилотных систем, в т.ч. летательных аппаратов. Поставляются готовые изделия и компоненты для их сборки, а также ведётся содействие в организации производства. В середине октября британское Минобороны сообщило, что в этом году потратило на такие программы порядка 600 млн фунтов стерлингов. За счёт таких вложений удалось отправить на Украину ок. 85 тыс. различных беспилотных систем и изделий.
В ноябре в британском парламенте прошла выставка, посвящённая вопросам содействия строительству украинских беспилотных систем. Одним из её участников стала компания Windracers Ltd. Она была основана всего несколько лет назад, но уже демонстрирует определённые успехи.
Факт участия компании в выставке представлял большой интерес. Он указывал на её участие в программах помощи украинским партнёрам. Впрочем, какие-либо подробности таких процессов в ноябре не раскрывались.
Ultra Mk 2 на стадии сборки
Ситуация прояснилась только сейчас. 12 декабря издание BFBS Forces News, принадлежащее Минобороны, рассказало о текущих работах компании Windracers, её последних успехах и планах на будущее. Как и предполагалось, компания действительно участвует в производстве БПЛА для Украины и уже готова похвастаться первыми успехами.
В начале этого года Windracers представила свою новую разработку — тяжёлый транспортный БПЛА под названием Ultra Mk 2. К настоящему времени это изделие прошло необходимые испытания и поступило в серийное производство. Такая техника собирается для Украины. Ей уже передали несколько десятков беспилотников, и в ближайшее время ожидается отгрузка новой партии. Впрочем, точное количество изготовленных аппаратов, а также сроки и объёмы поставок, по понятным причинам, не раскрываются. Также не уточняются особенности организации производства, источники финансирования и т.д.
Руководство «Уиндрейсерс» утверждает, что новые БПЛА уже попали в зону боевых действий и используются для решения реальных транспортных задач. При этом компания поддерживает связь с эксплуатантами и регулярно получает отзывы. С учётом такой информации ведётся развитие существующего проекта. Те или иные изменения и нововведения внедряются практически еженедельно.
Изделие «Ультра»
Первый вариант БПЛА Ultra был создан на рубеже последних десятилетий. Затем, в 2023-24 гг., была разработана его новая модификация Ultra Mk 2. Готовое изделие этого типа впервые представили в январе 2025 г. Затем беспилотник прошёл все необходимые испытания и показал свои характеристики. Кроме того, ему удалось заинтересовать военное ведомство, в результате чего начались закупки.
Ultra — беспилотник самолётного типа, предназначенный для перевозки различных грузов на значительные расстояния. При его разработке были приняты меры, направленные на упрощение конструкции и удешевление производства. В качестве одного из ключевых таких решений называют полностью алюминиевый планер.
БПЛА построен по двухбалочной схеме. Он получил фюзеляж большой ширины и ограниченной длины. Сбоку к нему крепится высокорасположенное прямое крыло. Также предусмотрены две трубчатые хвостовые балки, на которых устанавливается Л-образное хвостовое оперение. Шасси — трёхточечное неубираемое.
Размах крыла такого беспилотника достигает 10 м. Длина существенно меньше. Взлётная масса не уточняется.
В носовой части планера помещены два поршневых двигателя, доступной на рынке модели. Они позволяют развивать скорость не менее 150-200 км/ч. Дальность полёта в нынешней конфигурации — 1000 км. Сообщается о разработке проекта модернизации, который позволит удвоить дальность.
«Ультра» имеет систему управления, характерную для современных БПЛА такого рода. На борту присутствуют автопилот и средства спутниковой навигации, а также предусмотрено дистанционное управление. Сообщается о применении помехозащищённых антенн, которые якобы позволяют сохранять работоспособность БПЛА даже при активном радиоэлектронном противодействии.
БПЛА в воздухе
БПЛА является, в первую очередь, грузовым. Для размещения груза используется основное внутреннее пространство фюзеляжа, находящееся рядом с центропланом. Вся хвостовая часть такого фюзеляжа выполнена в виде поднимающейся крышки, открывающей доступ к внутреннему объёму. Это упрощает погрузку и выгрузку. Грузы небольшого размера можно сбрасывать с парашютом. Также сообщается о возможности установки специального оборудования для других задач.
В нынешней конфигурации изделие Ultra несёт полезную нагрузку массой до 150 кг. Размеры грузового отсека позволяют перевозить различные грузы, необходимые войскам, такие как боеприпасы, продовольствие или медикаменты. Компания-разработчик обещает в ближайшее время довести грузоподъёмность беспилотника до 200 кг.
Сферы применения
Компания Windracers и издание BFBS Forces News сообщают, что несколько десятков БПЛА Ultra уже попали на Украину. Их используют в логистике для доставки различных грузов в зоне боевых действий. При этом какие-либо подробности такой эксплуатации не приводятся, хотя техника и получает высокие оценки.
Действительно, беспилотник с грузоподъёмностью 100-150 кг может найти место в армейской логистике и упростить решение некоторых задач снабжения. Техника такого рода способна быстро доставлять необходимые грузы на значительные расстояния. При этом она не зависит от наличия дорог, состояния путей и т.д.
Аппарат Ultra Mk 1 сбрасывает парашютные контейнеры с грузом
Мелкие грузы могут доставляться к получателю при помощи парашютов. Более крупные требуют посадки для выгрузки. При этом беспилотнику нужна площадка достаточных размеров, которая позволит выполнить посадку, а затем взлететь. Это может затруднять организацию логистики.
Можно ожидать, что украинские формирования попытаются использовать новые импортные БПЛА в террористических атаках против объектов в российском тылу. Такому применению изделий «Ультра» поспособствуют достаточно высокая нагрузка и дальность полёта.
Однако эффективность подобных акций под вопросом. БПЛА с цельнометаллическим планером должен быть достаточно простой целью для обнаружения радиолокационными средствами. Его поражение современными зенитными комплексами становится делом техники. При этом следует ожидать применение таких беспилотников в рамках массированных атак в расчёте на перегрузку систем ПВО.
Помощь продолжается
Таким образом, Великобритания не собирается отказываться от помощи нынешним украинским властям. Она выделяет необходимые суммы и заказывает производство разнообразной техники. Одним из примеров такого содействия теперь становятся БПЛА серии Ultra от компании Windracers.
Утверждается, что на Украину уже попали десятки таких беспилотников, и ожидается продолжение поставок. Очевидно, что ограниченное количество транспортных БПЛА не поможет украинским формированиям изменить ситуацию на фронте. Однако эта техника позволит Лондону продолжать поддержку Киева, а также даст британской промышленности желаемую прибыль.
- Кирилл Рябов
- Windracers Ltd, BFBS Forces News
Обсудим?
Смотрите также:
