О том, как путешествуют корабли викингов

Вот так и возникали корабли викингов из тумана…
Змей мчал сына Трюггви,
Молодца, по волнам,
Пасть разинув злую,
Златом пообжату.
Олав взлез на Зубра,
Знатна волка водна.
Зверя мыло море
Мощный рог в дороге.
Поминальная драпа об Олаве святом. Перевод С. В. Петрова
Памятники истории. Начнем с того, что нам всем очень повезло в том, что те же самые викинги имели обыкновение хоронить свою знать в кораблях. Причем не сжигали их, что, в общем-то, было бы логично, а закапывали в землю. Операция эта стоила немалого труда, потому что корабль нужно было вытащить на берег, а затем навалить над ним целый холм земли. Часть кораблей в Роскилле они затопили, и они также сохранились, хотя и без погребального инвентаря. Какие-то корабли сохранились лучше, какие-то хуже, но в совокупности мы теперь знаем о том, как выглядели корабли викингов в подробностях. Впрочем, и сегодня с некоторыми из них случаются настоящие приключения. И вот о них-то мы сегодня и расскажем, но прежде всего вспомним, какие же корабли подарила нам земля северян.
Музей кораблей викингов в Бигдёе. Филиал музея истории культуры университета Осло
Понятно, что все они хранятся сегодня в музеях, и музеев этих довольно много, и все корабли, что в них находятся, по-своему интересны, но самым интересным по справедливости нужно назвать «корабль из Озеберга». Это наиболее хорошо сохранившийся корабль викингов в мире, и он играет ключевую роль в нашем понимании так называемой эпохи викингов.

А вот такими их находили в земле. Фотография с раскопок «Гокштадского корабля»
Во всех отношениях это типичный драккар, который нашли в 1904 году близи Тёнсберга в норвежской области Вестфолл. Вот некоторые его данные: длина – 21,6 метра; ширина – 5,1 метра; высота мачты – могла составлять от 6 до 10 м; при площади паруса в 90 м2 корабль мог развивать скорость до 10 узлов; 15 пар уключин свидетельствуют о том, что судно двигалось за счет работы 30 гребцов. «Осебергскипет» (так это судно называется на шведском) был выставлен в музее кораблей викингов университета Осло. Кстати, музей этот совершенно уникальный. В нем хранится самая важная и полная в мире коллекция артефактов той эпохи, которая насчитывает более 50 000 предметов, начиная от корабля из Осеберга и до меча из Лангейда, и маленьких жемчужин из Каупанга, свидетельствующих о той далекой эпохе.
«Корабль из Осеберга» привлекал чрезвычайно много туристов. Их шаги создавали вибрацию, постепенно разрушавшую хрупкую древесину корабля. Дыхание их тоже пользы ему не приносило. И… наступило время переместить его в новое здание, условия в котором будут несравненно лучше прежних. Музей истории культуры Университета Осло
Что же касается конструкции и происхождения этого корабля, то определили, что построен он был на юго-западе Норвегии в 820 году и сделан из дуба, а вот весла и мачта – из сосны. Ценность корабля в том, что он практически из 90 % оригинальной древесины того времени. Лишь 10 % – новая древесина наших дней.
Корабль плавал 14 лет, но потом его вытащили на берег и использовали для погребения… двух женщин, которое произошло в 834 году. Кто были эти женщины, за что им был такой почет, мы не знаем. Но все дары, которые они получили, говорят о том, что одна или обе женщины играли важную социальную роль, возможно, политическую или религиозную, или же и ту и другую одновременно. Кстати, генетический анализ их останков уже в наши дни показал, что норвежками они не являлись, а были родом откуда-то с Ирана!
Носовая фигура «Корабля из Осеберга». До недавнего времени не демонстрировалась из-за своего хрупкого состояния. Музей истории культуры университета Осло
Корабль богато украшен резьбой, которая вьётся вдоль носа, заканчивающегося изогнутым телом змеи с головой. Такие богато украшенные корабли предназначались для особо значимых представителей аристократии. Крепление бортовой обшивки осуществлялось железными гвоздями. Обшивка ниже ватерлинии имеет толщину всего 2-3 см, в то время как два верхних ряда немного мощнее. Палуба сделана из коротких досок, которые просто укладывались на поперечные балки. Так что в любой момент этот настил можно было снять и навалить в трюм груза столько, что он возвышался бы над уровнем палубы!
Резные головы драконов из кинофильма «И на камнях растут деревья» (1985). Кадр из фильма

«Голова дракона». Найдена на борту «Корабля из Осеберга». Музей истории культуры университета в Осло
«Гокстадский корабль» — корабль викингов IX века, нашли еще в 1880 году, то есть раньше «Осебергского корабля», внутри кургана, стоявшего на берегу норвежского Саннефьорда (Вестфолл). Длина судна примерно 23 м, ширина 5,1 м. Длина весел – 5,5 м. Этот корабль совсем не украшен и не имеет резных оконечностей, но, тем не менее, он очень красив, поскольку у него круто приподнята к обеим оконечностям линия борта, что делает его силуэт очень изящным. Построен он также из дуба. Именно «Гокстадский корабль» стал прототипом для драккаров, которые в 1984 году были построены для съёмок историко-приключенческого фильма «И на камнях растут деревья». Кстати, после окончания киносъёмок в 1985 году их в качестве памятника поставили на набережной Большого Ковша в городе Выборг.
Хороший корабль, и не один к тому же, построили у нас для съемок исторического фильма «И на камнях растут деревья». Кадр из фильма
Корабль на одну тонну тяжелее «Осебергского корабля», однако в нем вдвое меньше шпангоутов. После окончания раскопок в 1929 году судно из Гокстада, разделенное на две части, было перевезено на берег реки, находящейся приблизительно в километре от места раскопок и впадающей в Осло-фиорд. Откуда на рыбачьем судне его доставили в Осло, на полуостров Бюгдёй, и поместили в здание, которое является частью Музея истории культуры Университета Осло. Интересно, что строители судна были людьми экономными и использовали даже доски с сучками: при этом сучок удаляли, а вместо него ставили пробку!
Степс крепления мачты на борту «Судна из Гокстада». Обратите внимание также, что отверстия для весел в бортах закрываются специальными деревянными крышками, да еще и с вырезанными на них рунами! Музей истории культуры университета в Осло
Рулевое весло на борту «Судна из Гокстада». Музей истории культуры университета в Осло
Человеку, которого похоронили на борту корабля, было по крайней мере за 50, причем рост его был около 185 см. А еще он страдал артритом и, скорее всего, просто не мог ходить. Кем он был? Скорее всего, вождем или местным королем в Вестфолде, который пользовался поддержкой других местных вождей. Драгоценностей в погребении археологи не нашли, их, видимо, давно унесли грабители могил, но все равно там нашлось немало интересного, включая игровые доски, посуду, палатки, три лодки поменьше, двенадцать лошадей, восемь собак и двух павлинов. Оружие и драгоценности были унесены еще в конце 900-х годов.
Потом были найдены и другие корабли, и даже много, только вот эти оказались самыми интересными.

Вокруг корабля сооружается стальной каркас. Особая сложность была в том, что ничего ронять было нельзя! Музей истории культуры университета в Осло
Судно в процессе транспортировки. Музей истории культуры университета в Осло
Путешествие завершилось… Музей истории культуры университета в Осло
Более того, здание старого музея кораблей викингов решили заменить на новое, более просторное и удобное, и разместить самые впечатляющие корабли там. Сделать это было непросто, хотя расстояние до нового здания было невелико – всего-то около 100 метров. И, тем не менее, это была сложная инженерная операция. Из-за хрупкости кораблей обращаться с ними нужно было исключительно осторожно, особенно с более тяжелым и менее прочным гокстадским кораблем. Так, «Осеберг» более двух лет был заключён в стальной каркас весом более 50 тонн, что позволило ему оставаться на месте в течение всего времени строительства нового здания музея. Переместили корабль на новое место в сентябре 2025 года, причем передвигался каркас с кораблем по рельсу, укрепленному под потолком, очень медленно, со скоростью всего 30 см в 5,5 минут, то есть ехал он к новому месту пребывания целых 10 часов.

«Осеберг» в новом здании! Музей истории культуры университета в Осло

Будущий интерьер музея. Музей истории культуры университета в Осло

Вот так будет экспонироваться золото. Музей истории культуры университета в Осло
А затем 29 декабря произошло и перемещение «Гокстадского корабля», причем на его транспортировку также потребовалось десять часов, за которые он преодолел расстояние в 94 метра! И теперь «Корабль из Гокстада» также занял своё место в новом здании музея столь ценных артефактов! Ну а посмотреть там есть на что, причем это не только сами корабли, но и находки, принадлежащие культуре викингов…

«Гуллспорен» – уникальная шпора эпохи викингов в Норвегии и единственная подобная находка в Скандинавии. Шпора покрыта замысловатым узором из филиграни, причем работа удивительно детализирована. Вероятно, она была изготовлена скандинавским ювелиром в последней половине 900-х годов. Шпора была найдена в 1872 году на Красной ферме в земле, причем никакого погребения рядом обнаружено не было. Но вот второй такой шпоры так больше и не нашли. Музей истории культуры университета в Осло

Этот прекрасный каменный топор из базальта был обнаружен в конце 1700-х годов в Фискумваннете в коммуне Эвре Эйкер. Фермер, что ловил там рыбу, использовал его в качестве грузила на сети. Топор был отправлен в университетский музей в 1853 году, и с тех пор он признан самым красивым изделием эпохи среднего неолита, то есть сделан он был около 4500 лет назад. Не верится, что топор потерялся случайно – он явно с определенной целью был брошен в воду, где фермер его и нашел. Причем, топор на удивление хорошо сохранился. Длина топора 18,6 см. Музей истории культуры университета в Осло

В Норвегии найдено около 3000 мечей эпохи викингов, как простых, так и богато украшенных. На многих имеются инкрустированные надписи ULFBERHT или INGELRII, что указывает на то, что сами клинки ковались на территории современной Южной Германии, а надписи являются своего рода торговой маркой. Слева направо: меч из Стейнсвика, Нордланд, меч из Рисволда в Телемарке, 800-850 гг.; меч из Хедмарка, 900-ый год; меч из Момрака в Телемарке, 950-1000 гг., меч из источника в графстве Хедмарк, 800 г. Музей истории культуры университета в Осло

Еще один меч эпохи викингов. Музей города Нанта, Франция
Сани с корабля «Осеберг». Когда в 1904 году проводились раскопки этого корабля, то на нем нашли сани, они были сломаны. Детали саней законсервировали с помощью квасцов, но такая форма консервирования оказалась губительной для дерева, что сделало сани очень хрупкими. Кроме того, детали, которые были скреплены вместе, подверглись атмосферным воздействиям, поэтому сани держатся теперь в основном за счет внешнего слоя лака и клея. Древесина вот-вот превратится в пыль, и необходимо срочно найти способ ее спасти. Впрочем, деньги на их изучение и сохранение уже выделены. Музей истории культуры университета в Осло
Новодел «Викинг» в 1893 году на Международной выставке в Чикаго
Судно из Гокстада было несколько раз реконструировано. Первый новодел был изготовлен еще в 1892 г. На этом судне, получившем название «Викинг», 13 норвежских моряков под командованием капитана Магнуса Андерсона за 40 суток прошли через Атлантический океан от Бергена до Чикаго, где в 1893 г. проходила Всемирная выставка. После плавания выяснилось, что судно при обычной погоде и даже сильном волнении без труда управляется одним человеком. Максимальная измеренная его скорость составляла 11 узлов, что было очень даже неплохо и для более современных кораблей. Эластичное соединение шпангоутов с обшивкой, благодаря которому корпус судна при волнении изгибался, оказалось не недостатком, а достоинством. Более того, команда сравнительно легко вытащила его на берег. Вот только попытка идти под веслами закончилась неудачей, видимо из-за того, что экипаж судна не был этому обучен.
- Вячеслав Шпаковский
Обсудим?
Смотрите также:
