Новый анализ крови определяет потерю памяти при Альцгеймере с точностью 90%
Человеческий мозг обречен на неудачу. Определение того, является ли ухудшение памяти признаком более чем типичного старения, требует технологий, которые не всегда доступны, заставляя специалистов полагаться исключительно на свой опыт и суждения, чтобы обнаружить признаки слабоумия.
Однако теперь ученые подтвердили, что уже клинически доступный анализ крови может дополнить существующие методы диагностики, когда дорогостоящее сканирование и образцы спинномозговой жидкости не являются вариантами, и, по-видимому, он также обеспечивает чрезвычайно высокую точность. Это исследование было опубликовано в JAMA.
Исследователи из Лундского университета в Швеции возглавили группу ученых, которые изучили, может ли комбинация соотношений белков, обнаруженных в сыворотке крови человека, точно определять патологию болезни Альцгеймера у пациентов.
Около 55 миллионов человек во всем мире страдают деменцией, в основном в форме болезни Альцгеймера.
Хотя в этих процессах задействовано сложное сочетание генетических и экологических факторов , у всех людей с болезнью Альцгеймера есть одна общая черта — постоянная потеря ключевых нейронов, связанная с заметным ростом аномальных белков.
Эти два белка – бета-амилоид и тау – слипаются и переплетаются таким образом, что либо напрямую повреждают клетки, либо вызывают определенную степень атаки посредством других иммунологических процессов.
Врачи общей практики и специалисты часто используют компьютерную томографию, которая выявляет деградацию мозговой ткани, в сочетании с когнитивными тестами и самооценкой симптомов, чтобы оценить вероятность наличия у пациента болезни Альцгеймера.
Однако даже при самом благоприятном раскладе, имея в своем распоряжении полный набор диагностических инструментов, врачи первичной и вторичной медицинской помощи часто не принимают правильных решений.
«Точность диагностики болезни Альцгеймера врачами первичной медико-санитарной помощи составила 61 процент, тогда как врачи-специалисты были правы в 73 процентах случаев», — говорит невролог Лундского университета Себастьян Палмквист.
«Это подчеркивает нехватку хороших и экономически эффективных диагностических инструментов, особенно в первичной медико-санитарной помощи, и указывает на потенциальное улучшение диагностики с принятием этого анализа крови в медицинских учреждениях».
Многочисленные исследования , проведенные в последние годы, подчеркнули потенциальную роль показателей белков плазмы в диагностике болезни Альцгеймера, в частности сравнительных соотношений «нормальных» и аберрантных форм бета-амилоида и тау.
Хотя аналогичные тесты проводились и со спинномозговой жидкостью, коммерчески доступный анализ крови был бы гораздо менее инвазивным, менее болезненным и более быстрым для проведения в обычной клинике.
Чтобы подтвердить надежность анализа крови, Палмквист и его команда отобрали 1213 пациентов, которые проходили обследование на болезнь Альцгеймера у своего семейного врача или специалиста в Швеции в период с февраля 2020 года по январь 2024 года.
Примерно две трети пациентов были классифицированы как имеющие либо субъективное снижение когнитивных способностей, либо легкое когнитивное нарушение, в то время как оставшейся трети уже был поставлен диагноз деменции на основании комплекса клинических и когнитивных тестов.
В дополнение к анализу крови, большинство пациентов также прошли люмбальную пункцию для спинномозговой жидкости. Те немногие, кто не мог, прошли радионуклидное ПЭТ-сканирование вместо этого, чтобы оценить аномальные агрегации белков в мозге.
Сравнивая результаты, можно сказать, что обе формы оценки дали одинаковый результат, предсказав болезнь Альцгеймера с точностью 90 процентов.
Удобство анализа крови означает, что больше пациентов смогут получить точный диагноз раньше, что позволит им без промедления получить необходимую медицинскую помощь.
«Тест уже доступен в США и, вероятно, вскоре станет доступен во многих других странах», — говорит старший научный сотрудник Оскар Ханссон, невролог из Лундского университета. «Первоначально он будет использоваться в основном в специализированных клиниках по лечению нарушений памяти, а внедрение рекомендаций и обучение в первичной медико-санитарной помощи может занять около одного-двух лет».
Обсудим?
Смотрите также: