Как защитить свои права потребителя и в какие ведомства нужно обращаться?

937 просмотров 0

15 марта во всем мире отмечается День защиты прав потребителей. А ведь далеко не все знают, что делать и куда следует обращаться, чтобы эти самые права защитить. Попробуем разобраться вместе.

На что имеем право?

Для того чтобы свои права защитить, нужно, для начала, их знать. Законодательством предусмотрен целый ряд механизмов для разрешения спорных ситуаций, и знание этих механизмов поможет правильно вести себя в случаях нарушения ваших прав.

Право на качество. Первое, на что вы можете рассчитывать, – это на передачу вам после покупки качественного товара или качественно произведенной услуги.

Право на безопасность. Кроме того, товар, работа либо услуга, которые оплатил покупатель, должны быть безопасны для здоровья, имущества покупателя и окружающей среды.

Право на информацию. Также потребитель имеет право на необходимую и, что не менее важно, достоверную информацию как о самом товаре, так и об его изготовителе, а также сроке изготовления и условиях приобретения. Эта информация должна позволить потребителю в случае необходимости обратиться к производителю с возникшими требованиями или вопросами о товаре либо услуге.

Право на возмещение убытков. За нарушение прав потребителя продавец или изготовитель несет ответственность, которая предусмотрена законом, а также условиями договора. Причем договор может предусматривать даже большую, чем положено по закону, ответственность.

Право на возмещение вреда. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара или услуги, подлежит возмещению в полном объеме.

Право на судебную защиту. Любой гражданин может обратиться в суд для защиты своих прав. Причем по искам, связанным с нарушением прав потребителей, госпошлину оплачивать истцу не нужно (в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах).

Куда обращаться

Если приобретенный товар или услуга оказались некачественными, а продавец, исполнитель либо изготовитель не собираются выполнять требования закона о защите прав потребителя, то вам следует обращаться в одну из профильных инстанций. Определиться с тем, в какой именно государственный орган идти, нужно, исходя из вида товара или услуги.

Роспотребнадзор. Чаще всего, когда речь заходит о нарушении прав покупателя, обращаются именно в данную организацию. Она рассматривает жалобы, проводит проверки и, в случае подтверждения факта нарушения, привлекает виновника к административной ответственности.

Кроме того, орган проводит и плановые проверки организаций, в том числе осуществляющих торговлю. Также именно Роспотребнадзор проводит экспертизу товаров, которые, по утверждению покупателей, являются некачественными, и выносит заключение.

Челнинцы могут обратиться в Роспотребнадзор по адресу: ул. Низаметдинова, 14, 3 эт; тел: +7(8552) 34-98-90. Доступна и подача обращений онлайн на сайте: 16.rospotrebnadzor.ru.

Федеральная антимонопольная служба. В эту организацию можно обратиться в том случае, если вы подозреваете нарушение антимонопольного законодательства, например, завышение для вас стоимости услуги, которая регулируется тарифами. Это могут быть цены на водоснабжение, канализацию, газ, отопление и т.д. Сотрудники ФАС проводят проверку и выносят решение, на основании которого стоимость услуг, если она действительно была завышена, снижается.

Обращаться в ФАС нужно по адресу: Казань, ул. Московская, 55, 2 эт.; тел: +7(843) 236-89-22. Доступна подача обращений онлайн на сайте: fasrt.ru.

Прокуратура. Для защиты своих прав можно обращаться и в прокуратуру. Правда, делать это следует лишь в том случае, если обращение в соответствующие надзорные органы, например, в Роспотребнадзор не дало результатов. Прокуратура рассматривает несоблюдение законов и иных нормативных актов органами государственной власти, но может привлекать к ответственности и должностных лиц коммерческих организаций.

Обращаться в прокуратуру нужно по адресу: ул. Ш. Усманова, 51А; тел: +7(8552) 52-31-82.

Полиция. В полицию стоит идти в том случае, если нарушение прав потребителя произошло вследствие мошеннических действий. Для этого можно прийти в любое отделение полиции, независимо от места проживания, и подать соответствующее заявление.

Иные организации. Кроме перечисленных ведомств, в зависимости от вида некачественного товара или оказанной услуги можно обращаться в Роскомнадзор (спорные ситуации с операторами сотовой связи, провайдерами), Министерство здравоохранения (защита прав потребителей медицинских услуг), Государственную жилищную инспекцию (вопросы ЖКХ) и ряд других инспекций.

Кроме государственных организаций за защитой своих прав можно обратиться в общественные объединения потребителей, ассоциации и союзы, которые проводят независимую экспертизу и консультируют граждан.

Тимур Замятин

Фото: billionnews.ru

Ранее в рубрике:

Комментарии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Наверх