Кто такие современные казаки? Мы поговорили с представителем челнинского хутора об истории, традициях и укладе общин

327 просмотров 0

– Меня к казачеству, их культуре и истории тянуло сызмальства. Нравились музыка, книги, рассказы. Бывает же, на душу ложится, и прям чувствуешь – твое! Не могу сказать, был ли кто-то из моих предков казаком, поэтому сейчас потихоньку ищу свои корни, потихоньку открывается эта летопись моей истории, – рассказывает о себе Денис Шишкин.

Он в казачестве четыре года и принадлежит Боровецкому хутору, который входит в состав Волжского войска. У них есть атаман – его избирают общим голосованием. Стать им может любой казак, независимо от чина – это тот человек, которому оказано доверие управлять казаками и устраивать уклад. Большую роль играет Совет старейшин – это уважаемые люди, с мнением которых всегда считаются, их слово важно и несет ключевую роль в решениях.

– Я урядник, что соответствует армейскому званию сержанта. У нас так же, как и в армии, возможно повышение – для этого нужно честно нести службу, проявлять себя, – отмечает Денис.

Экскурс в историю

– Я встречала несколько точек зрения, кто такие казаки. Пишут, что это профессия, народность, образ жизни или даже каста воинов. Какая из них верная или наиболее близкая к правде?

– Казак это не профессия – это этнос, который взял на себя обязательства служить стране и защищать границы. Во времена Екатерины, когда была расформирована Запорожская сечь, казаки стали нести государеву службу. В частности, здесь, по территории Татарстана и Оренбурга, было пять линий засечных крепостей, где им выделялись земли. Казаки несли службу, охраняли местное население от степных набегов, кочевников и калмыков.

В революцию наступило время геноцида, когда было принято не рассказывать о себе. Казаки умалчивали о том, кто они такие, но благодаря этому сохранили свою культуру. Сейчас же наступило время возрождения казачества.

– С чем были связаны гонения? Со сменой власти?
– Да, так оно и было, основная часть казаков все-таки была за царя. Многие придерживались традиций и веры – казак, как известно, без веры не казак. Были гонения на церковь, вспыхивали крестьянские восстания – так и шел геноцид. Конечно, какая-то часть казаков примкнула к большевикам, но здесь общины тоже остались и в годы ВОВ они геройски проявили себя, защищали Родину от немецко-фашистских захватчиков.

Быть достойным

– К казакам можно примкнуть или это то, что передается по наследству?

– Примкнуть можно, для этого даже есть специальный термин – верстаные казаки, я сам один из них. Так как они постоянно воевали, то им часто приходилось переселяться на новые места, проходила ассимиляция, слияние. Здесь, по Татарстану, тоже приходилось верстать население в казаки, так как иначе их бы вырезали, и они просто исчезли. К тому же постоянно перекидывать с места на места общины было невозможно – то тут, то там границы ослаблялись. Легче верстать местных в свои ряды.

– Всех ли могут принять в казаки? И как это происходит?

– В наш Боровецкий хутор может прийти кандидат, который изъявил желание стать казаком – год он в кандидатах ходит. Мы к нему присматриваемся, он – к нам. Может, это не его, может, это был первый порыв и желание. Бывает, что оно позже проходит, потому что дальше начинается служба, которую нужно нести, а это накладывает определенные обязательства. Нужно находить на это время, отрываться от семьи, возможно. Это нужное дело и почетная обязанность, но не все к ней оказываются готовы.

Сохраняя традиции

– Кто такие современные казаки? Чем вы занимаетесь?

– У казаков, кроме возрождения традиций, есть определенные обязательства. Реестровые несут государственную военную службу. Наша община в реестр не входит, поэтому мы больше похожи на общественные организации, но также взаимодействуем с правительством. Например, если нужно, встанем на защиту родины в случае войны. Пока помогаем МЧС, военкоматам, лесному хозяйству, ведем волонтерскую деятельность, оказываем помощь в поиске потеряшек. Иногда к нам обращаются напрямую, иногда мы выходим с инициативой помочь.

Каждая община также берет на себя какие-то определенные функции. Здесь, в Набережных Челнах, мы несем послушание по охране правопорядка при храмах и церквях, сопровождаем Крестные ходы, занимаемся воспитанием подрастающего поколения. В период пандемии также оказывали посильную волонтерскую помощь, например, ходили по квартирам, раздавали продукты пенсионерам.

– Возрождение традиций – что имеется в виду?
– Казачьи традиции, по большей части, разнятся от места обитания хутора, но есть и общие. Это воспитание детей: строгость, послушание старших, следование правилу, что мужчина в семье главный, но уважение к женщине обязательно должно быть. Так же, как и верность своему слову, готовность всегда защищать свой род, землю и страну. Это также трепетное отношение к вере, которое сохранилось сквозь столетия и осталось важным до сих пор. Потому что вера – это то связующее звено, которое дает нам крепость, силу духа. Кстати, какая именно вера – значения не имеет. В Бугульме, например, есть мусульманские отряды.

Мы организовываем соревнования и участвуем в них, тренируемся, учимся владеть шашкой, совершенствуем навыки верховой езды.

Знаменита фраза: «Есть время разбрасывать камни, а есть время собирать». И вот сейчас для нас важно не растеряться в быту, в современном мире, сохранить свои традиции, передать их подрастающему поколению и приумножить. Очень важно показать людям, что мы есть, что мы совсем не страшные, как ходят различные мифы о казачестве. Что мы всегда готовы защитить людей и страну, готовы помочь и прийти на выручку.

Екатерина Овсянникова

Ранее в рубрике:

Комментарии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Наверх