О чем следует задуматься при покупке мотоцикла, а также несколько советов начинающим ездокам от опытного байкера

415 просмотров 0

Мотоцикл нынче в моде, особенно среди молодежи. Только в одной из мотошкол в одном потоке на категорию «А» сейчас обучается почти 150 человек! А таких выпусков за лето несколько, да и школа в городе не одна… Кстати, среди тех, кто по ночам гоняет по проспектам и раздражает своим «жужжанием» челнинцев, в основном, как раз-таки, молодежь на спортивных мотоциклах. А ведь среди мотоциклистов немало и тех, кто предпочитает спокойную размеренную езду, да и правила не нарушает. Об этом, а также о том, с чем связано такое повальное увлечение мототехникой и о чем следует задуматься новичку при покупке мотоцикла, я пообщалась с челнинским байкером Сергеем Шеруновым, в мотосреде более известным как Айс.

Сергей, тебя уже можно назвать ветераном челнинского мотодвижения…

Наверное, да. Но я не один такой в городе – нас немало, тех, кто уже много лет ездит на мотоцикле. Лично у меня, вот, 17 июля будет ровно 30 лет, как я купил свою первую Яву. Каждый сезон старался съездить куда-нибудь в дальнее мотопутешествие. Много лет состоял в одном из челнинских мотоклубов, потом решил стать «свободником», ведь мотоцикл по сути – это, прежде всего, свобода.

За эти годы культура мотодвижения в Челнах как-нибудь поменялась?

Определенно. В начале 90-х на весь город нас было всего три человека, кто ездил на мотоциклах. Потом постепенно народу становилось все больше. Начали появляться мотоклубы. Переломным стал 1997 год, когда мотоциклистов в Челнах стало побольше, и мы организовали свой первый мотофестиваль. В те времена все знали друг друга, катались вместе – душевно все было, по-семейному. Сейчас уже далеко не так…

Можно сказать, что в нашем городе серьезное мотодвижение появилось в 2000-х годах, когда люди стали покупать мотоциклы не от безденежья (не хватало денег на машину), а для удовольствия. Появилось четкое разделение по направлениям и интересам: спортбайки, чопперы/круизеры, кроссовые мотоциклы, эндуро. Но потерялась та душевность и сплоченность, можно сказать, что от того настоящего мотобратства мало что осталось в современном мотодвижении.

Для чего тогда, по твоему мнению, сейчас берут мотоцикл?

Чтобы не стоять в пробках и быстро доехать. Многие мотодвижением даже не интересуются. В европейских странах так: мотоцикл нужен, чтобы быстро доехать из точки А в точку Б. Ну, судя по челнинским ребятам, чтобы еще погонять по проспектам из одного края города в другой.

Ты сказал, что сейчас в Челнах мотоциклисты делятся на несколько направлений…

Да, мы все общаемся, но у каждого сообщества – свое место сбора, свои «фишки» в катании. Например, по ночам гоняют преимущественно на спортивных мотоциклах. Причем, молодежь меняется, но фишка гонять по ночам остается, потому что днем из-за дорожного трафика не погоняешь. На кроссовых мотоциклах и эндуро, наоборот, в городе не катаются. Для них главное не скорость, а бездорожье, чтобы побуксовать, как следует, а потом грязными, усталыми, но счастливыми вернуться домой. На чопперах и куризерах и в путешествия ездят, и по городу катаются – это универсальный транспорт. Скутеристы у нас, почему-то, не прижились. Молодежь гоняла раньше, но как ввели права, они отсеялись.

А может, они просто пересели на мотоциклы и гоняют так же без прав? Ведь сейчас китайский спортивный байк можно за 90 тыс. купить.

Может, и в этом причина тоже. В свое время иностранная техника дорого стоила, позволить себе ее могли только богатые люди. Сейчас относительно доступна, поэтому много кто пересаживается на мотоциклы, б/у в основном, новые покупают единицы.

А какой лучше брать в качестве первого мотоцикла: новый «китаец» или б/у «японец»?

Можно купить китайский, отъездить сезон и продавать, потому что на большее его не хватает. Стоит он дешево, но и ломается чаще. Я все-таки советую брать японский. Хорошо заказать с аукциона, чтобы пробег был маленьким, год свежим. С таким не будет проблем.

Что насчет объема двигателя, то лучше начинать с 400 куб. см. Один сезон откатать и покупать большую кубатуру. Как правило, человек потом пересаживается сразу на «литр» и больше. Меньше литра в России не приживаются мотоциклы. Менталитет такой.

А если абстрагироваться от менталитета, то что скажешь по поводу мотоциклов с объемом двигателя меньше «литра»?

Нормальные они, тоже можно ездить. Но от класса мото зависит. Если это эндуро, то 250 – самая ходовая кубатура. Больше и не нужно, иначе мотоцикл будет тяжелым. На круизерах «литр» нужно иметь – там нужно ощущать много тяги на низких оборотах. На спортивных, наоборот, надо откручивать газ, медленно на них невозможно ездить. Спортивные тоже больше литровые распространены у нас, хотя 600 куб. см – самое то – мотоцикл легкий и управляемый.

После покупки мотоцикла о чем еще стоит подумать?

Об экипировке, в первую очередь: перчатки, шлем, мотокуртка, мотоботы. Потому что даже при маленьком падении обычная одежда стирается, появляется так называемая «асфальтовая болезнь». Шлем за 1000 рублей лучше не брать – может расколоться от одного удара. Нормальные шлема открытого типа стоят от 3000 руб., интегралы, более безопасные, – от 5000 руб. Потом нужно посмотреть техническое состояние мотоцикла, и только потом выезжать.

Как ты думаешь, обучения в мотошколе хватает, чтобы потом спокойно выехать в город?

Думаю, нет. Опыт нужно нарабатывать самому. Кто-то быстро схватывает, кто-то медленно. Даже если есть категория, нужно тренироваться. Кстати, новичку лучше сначала выехать за город на проселочную дорогу, чтобы не больно было падать и мотоцикл чтобы не пострадал, и там торможение осваивать, разгон, на маленьких скоростях маневры.

Вообще, первый сезон – самый тяжелый. Некоторые не выдерживают и бросают. Нужно чувствовать уважение к мотоциклу и его побаиваться, тогда нормально все будет. Я, вот, даже после 30 лет с уважением отношусь к байку, не как к игрушке, а как к серьезному аппарату, который опасен и для водителя, и для других. Любая неприятность на мотоцикле крайне болезненна.

А пассажира в первый сезон можно сажать?

Лучше на второй сезон. Управляемость-то отличается, когда ты один или с пассажиром. Да и пассажиры есть, которые не умеют ездить. Бывает так, что начинаешь поворачивать, а пассажир боится и наклоняется в другую сторону – так и упасть недолго. Поэтому тоже тренироваться нужно, опять же, на грунтовой дороге на первой скорости, чтобы понять, что это такое.

А если все-таки падаешь, что делать?

Если реакция позволяет, то надо оттолкнуться от мотоцикла и сгруппироваться. Но на практике все происходит так быстро, что не можешь порой сообразить.

Кстати, больше всего падений после 4-5 лет езды на мото, когда появляется уверенность, что ты все можешь. Но даже через 30 лет никто не застрахован от падений.

Что ты думаешь о езде на мотоцикле в междурядье?

Есть страны, где законодательно разрешено проезжать в междурядье, считаю, в этом нет ничего страшного, просто нужно это узаконить. Если мотоцикл будет стоять с машинами в пробке, тогда он и не нужен. Но ехать между рядами лучше только тогда, когда машины стоят, а не во время движения, и на маленькой скорости. Автомобили ведь могут начать маневрировать, не увидев мотоцикл, коридор сузится, и тебя просто зажмут.

И в заключение, какое напутствие ты бы дал тем, кто только собирается сесть на мотоцикл?

Не бойтесь покупать мотоцикл. Прокатитесь и сразу поймете, ваше это или нет. Если ваше, то он будет дарить вам радость. Конечно, только в умелых руках и с головой на плечах. Будьте осторожны и будете кататься долго и счастливо.

Екатерина Смолякова

Ранее в рубрике:

Комментарии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Наверх