Как комплимент помогает выстраивать отношения с деловыми партнерами, чем он отличается от лести и каких тем стоит избегать

388 просмотров 0

Что первым приходит на ум при слове «комплимент»? Красивые слова, с помощью которых мужчины ухаживают за дамами. Что же, ассоциация верная, хоть и отчасти. Комплимент уже давно вышел из сугубо личной сферы жизни в общественную, в частности – деловую.

На работе он становится первым шагом на пути построения долгосрочных взаимоотношений между партнерами, помогает произвести хорошее первое впечатление и создать доброжелательную атмосферу. Главное – правильно его использовать. Именно о тонкостях делового комплимента мы попросили рассказать Наталью Лызлову, педагога по этике в Набережных Челнах.

– Наталья, расскажите, действительно ли комплименты помогают в отношениях с клиентами?
– Комплименты помогают в отношениях с любыми людьми – они обращают на себя внимание, «топят лед», если так можно сказать. Специалисты по этикету рекомендуют начинать с комплимента любой разговор и взаимодействие, особенно, если когда-то была напряженная ситуация. Это сглаживает любые углы и оставляет всегда приятное впечатление.

Комплимент можно сделать и в середине диалога и в конце, но нужно помнить правило – «комплимент должен быть сделан вовремя». Например, мы встречаемся с вами и вы говорите «В прошлый раз на вас был такой прекрасный шарфик!». А я уже и не помню, что за шарфик на мне был, и буду не так впечатлена. Поэтому, если вам что-то нравится, говорите об этом сразу.

Наталья Лызлова, кандидат педагогических наук, руководитель школы этикета в городе Набережные Челны.

– А как научиться делать комплименты?
– В этом деле важна практика, комплименты нужно говорить. Если не умеете или стесняетесь, значит, нужно практиковаться. Для начала можно учиться на своих близких – даже если у вас получится не с первого раза, они вас поймут и простят. Зато уже через неделю вы будете чувствовать уверенность, а через месяц научитесь получать удовольствие и ловить положительную реакцию от тех, кому вы дарите комплименты.

– Чем комплимент деловому партнеру отличается от комплимента близкому человеку?
– Все, что касается работы, должно быть о работе, поэтому делового партнера правильно будет похвалить за его поступки, дела, целеустремленность, результаты. Комплименты близким людям же могут касаться личных тем: обстановки дома или внешности. Важно чувствовать такие тонкости, не смущать людей и задавать себе вопрос – уместен ли мой комплимент в этой ситуации или нет.

– В таком случае, какие темы для комплимента уместны в деловом общении?
– Все, что касается работы: умение добиваться поставленных целей, общаться с клиентами, вести переговоры, высоко ценится пунктуальность. Можно сказать: «меня восхищает ваша деловая хватка», «я восторгаюсь тем, как вы выстраиваете рабочие процессы, устанавливаете новые деловые контакты». Кстати, руководителю не стоит забывать о комплиментах своим подчиненным – это и похвала, и стимул для новых подвигов.

– Есть ли запретные темы для комплиментов?
– Не рекомендуется в комплименте говорить слово «сегодня». Фраза «вы сегодня прекрасно выглядите» – очень распространенная ошибка. Получается, что сегодня я выгляжу хорошо, а вчера как-то не очень. И я уже говорила про уместность: если перед вами уставший человек, а вы говорите, что он прекрасно выглядит, то это можно воспринять как издевку. Чувствуйте собеседника.

– Есть ли какие-то невербальные средства, которыми нужно сопровождать комплимент?
– Да, конечно. Это улыбка, легкий наклон головы по отношению к собеседнику, распахнутые руки, которые скажут о вашем искреннем отношении.

– Наталья, в чем разница между комплиментом и лестью?
– Лесть – это на первый взгляд красивые, но ложные слова. Их говорят с корыстной целью. Такой комплимент лучше отвергнуть и дать собеседнику понять, что вам неприятно это слышать. Не стоит молчать даже из-за деликатности – многие правила этикета, наоборот, рекомендуют подчеркнуть свое отношение к лести. Комплимент – это правдивая ситуация, его говорят от чистого сердца и воспринимают с большим удовольствием.

– И финальный вопрос: как правильно реагировать на комплимент?
– Комплимент нужно принимать со словами благодарности. Простое «спасибо» – это достойно и правильно. А если вы еще добавите: «мне очень приятно это слышать», «я рада, что вам понравилось» или «мне приятно, что вы заметили», то собеседнику тоже понравится получить приятные слова в ответ. Ведь комплимент – это подарок, пусть и словесный. И даже если на вас старая кофточка, которую вы давно хотите выбросить – не говорите об этом собеседнику. Он не знает, сколько лет вашей кофточке, возможно, она вам действительно очень идет.

Екатерина Овсянникова

Ранее в рубрике:

Комментарии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Наверх