Наскальное искусство раскрывает сложные отношения человека с животными Амазонки
Наскальная живопись, исследованная археологами в колумбийской Амазонии, пролила свет на сложные отношения между первыми поселенцами на континенте и животными, с которыми они столкнулись.
Великолепные рисунки охрой, изображающие самые разные виды животных, в том числе изображения животных и людей, превращающихся друг в друга, свидетельствуют о богатой мифологии, которой руководствовались поколения коренных жителей Амазонии.
И хотя изображения, найденные на скалистом выступе Серро-Асуль в Серрания-де-ла-Линдоса, еще не датированы точно, имеющиеся свидетельства человеческой деятельности позволяют предположить, что они, вероятно, служили галереями на протяжении тысяч лет, еще в 10 500 году до нашей эры.
Исследование, проведенное под руководством международной группы из Университета Эксетера, Университета Антиокии, Медельина и Национального университета Колумбии и опубликованное в Journal of Anthropological Archaeology, объединило зооархеологический анализ останков животных, обнаруженных в ходе близлежащих раскопок, с анализом художественных произведений.
Останки животных показали разнообразную диету, включая рыбу, ряд мелких и крупных млекопитающих и рептилий, включая черепаху, змею и крокодила. Однако пропорции костей животных не соответствуют пропорциональному представлению животных, что говорит о том, что художники не просто рисовали то, что они ели.
«Эти наскальные рисунки включают в себя самые ранние свидетельства пребывания людей в западной Амазонии, датируемые 12 500 лет назад», — говорит Марк Робинсон из Эксетерского университета. «Таким образом, это искусство является удивительным пониманием того, как эти первые поселенцы понимали свое место в мире и как они строили отношения с животными. Контекст демонстрирует сложность отношений амазонок с животными, как с источником пищи, так и с почитаемыми существами, которые имели сверхъестественные связи и требовали сложных переговоров со стороны ритуальных специалистов».
Археологи задокументировали несколько значимых мест наскального искусства в регионе с тех пор, как мирное соглашение между колумбийским правительством и ФАРК в 2016 году проложило путь к безопасному возобновлению научных исследований. Серро Асуль, отдельно стоящий холм с вершиной стола, расположенный недалеко от реки Гуаяберо на северо-западе департамента Гуавьяре, был среди них. Там было найдено 16 «панелей» с рисунками охрой, к некоторым из которых можно было добраться только с помощью напряженного восхождения и использования веревок.
Исследовательская группа, в которую вошли ученые из Великобритании, Колумбии и Германии, решила сосредоточиться на шести панелях подробно. Они варьировались от El Más Largo размером 40 на 10 м, которая содержала более 1000 изображений, до гораздо меньшей панели размером 10 на 6 м под названием Principal, многие из 244 изображений которой чрезвычайно хорошо сохранились в ярком красном цвете.
Всего было каталогизировано 3223 изображения с использованием фотограмметрии с дронов и традиционной фотографии. Изображения были классифицированы по форме, причем наиболее часто встречались образные изображения, составляющие 58% от общего числа. Более половины из них были связаны с животными. Было идентифицировано не менее 22 различных животных, включая оленей, птиц, пекари, ящериц, черепах и тапиров.
Хотя останки рыб в изобилии присутствуют в археологических находках, их появление в искусстве ограничено всего двумя панелями, которые, по-видимому, представляют собой сцены рыбалки. Примечательно отсутствие крупных кошек, несмотря на их положение в качестве высших хищников и свидетельства произведений искусства в других колумбийских памятниках.
Исследователи предполагают, что художникам потенциально было запрещено изображать могущественных зверей, таких как ягуар. В то время как изображения фигур, сочетающих в себе человеческие и животные характеристики, раскрывают сложную мифологию трансформации между животными и человеческими состояниями, которая все еще присутствует в современных амазонских общинах.
Разнообразие животных, представленных в произведениях искусства и археологических находках, демонстрирует широкое понимание и использование множества природных сред региона, включая саванну, затопленные леса и реки.
«Коренные жители Серро-Асула и прилегающих земель охотились и изображали самых разных животных из разных сред обитания — от водных рыб до древесных обезьян, от наземных оленей до воздушных птиц, как ночных, так и дневных», — говорит Хавьер Асейтуно из Университета Антиокии в Медельине. «Они хорошо знали различные среды обитания в регионе и обладали соответствующими навыками для отслеживания и охоты на животных, а также сбора растений в каждой из них, что являлось частью широкой стратегии обеспечения пропитания».
«Наш подход выявляет различия между тем, что коренные общины использовали для получения пропитания, и тем, что концептуально важно представлять — а что нет — в искусстве», — заключает профессор Хосе Ириарте, также из Эксетера. «Хотя мы не можем быть уверены в том, какое значение имеют эти изображения , они, безусловно, привносят больше нюансов в наше понимание силы мифов в коренных общинах. Они особенно показательны, когда речь идет о более космологических аспектах жизни Амазонии, таких как то, что считается табу, где находится сила и как велись переговоры со сверхъестественным».
Обсудим?
Смотрите также: