Евгений Петросян: «Исправляю ошибки молодости. Пускай лучше поздно, чем никогда»
Фото: Иван МАКЕЕВ.
На своем канале в Rutube Олимпийский чемпион Роман Костомаров поговорил по душам с народный артистом Евгением Петросяном. О семье, о родителях, бескультурье стендапа и телефонных мошенников.
Первый вопрос был о том, с кем себя идентифицирует Евгений Петросян, родившейся в СССР в смешанной армяно-еврейской семье в Азербайджане?
- Я воспитан в русской культуре. Она сделала меня абсолютно русским человеком,- говорит Петросян. – Да, я знаю свои национальные традиции, но мыслю я на русском языке. Пою русские песни. Я продукт удивительной страны, которой удалось сплотить народы. Это уникальное явление, такого единства народов, как было в СССР, не добивалось ни одно государство в мире.
Петросян признался, что почти 30 лет пишет книгу «Альбом моей памяти», которая полностью состоит из эпизодов ушедшего времени: «Я пишу о нашей стране, о том, какие были традиции, взаимоотношения между людьми, что показывали в театрах, что нравилось, а что не нравилось. Пишу обо всем, что меня окружало. И, конечно, о своих родителях. Они занимали большое место в моей жизни».
Оказывается, в плане выбора профессии у Петросяна не было взаимопонимания с родителями: «Я хотел стать артистом с 7 лет. Хотел стать клоуном, после того как сходил в цирк. В послевоенное время радости людям не хватало. Мне понравилось, как клоуны веселят людей. И однажды сестра повела меня на юмористический концерт, где артисты читали Марка Твена, Чехова и современного писателя Виктора Ардова (отчима артиста Алексея Баталова). И я увидел в зале радостные, счастливые лица. Вообще лица людей в те годы в основном были озабоченные, потому что было много проблем. И глядя на артистов, которые рассказывали смешную историю с укушенным (сценка Виктора Ардова «Укушенный»), я захотел стать таким же. Доставлять радость людям, чтобы они улыбались. И я стал собирать все смешное: всякие смешнульки в жизни, просиживал в библиотеках и находил такое, что потом пригодилось в работе. К 12 годам у меня был большой репертуар, я стал выступать в самодеятельности в клубе моряков. В нашей группе был Муслим Магомаев, ему было тогда 15 лет. А мне было 12. Мы ездили с программой и выступали в разных городах. Недавно ко мне подошел человек, который сказал: я ваш зритель с 1957 года. Не может быть, - удивился я. Какой это был город? Он сказал: Баку, морское общежитие. Правильно! В это время я там выступал.
А потом в 16 лет Евгений Петросян уехал в Москву поступать в театральный институт. Буквально на следующий день после окончания школы, сдачи экзаменов, не дождавшись вручения аттестата. «Я поступал в несколько институтов, но приняли меня в эстрадную студию. В эстрадно-цирковом училище комиссия долго решала, кого взять: Петросяна или Карцева. Взяли меня, о чём Рома Карцев часто вспоминал. Но к тому времени я был уже опытным артистом, в самодеятельности перепробовал все жанры: показывал сценки из оперетт, читал стихи и басни, имел большой конферансный репертуар, играл в народном театре. Даже пробовал быть кукловодом в кукольном театре. Это дало мне ориентиры. А родители не верили в меня, считали, что я провалюсь на экзаменах в театральный и вернусь. «Закончи серьезный институт, получи профессию, а дальше можешь глупостями заниматься», - говорили они. Но это только прибавляло мне силы и желание самоутвердиться… Прошло время. Мама застала мой успех на эстраде, а папа, к сожалению, нет».
Евгений Петросян рассказал, как работал у Леонида Утесова. Они встретились в 1963-м году. Утесов был суперзвездой, его песни знал каждый. И они сделали на двоих номер, используя разницу в возрасте. Утесов - опытный артист, а Петросян начинающий, который с опытным спорил. Этот номер имел большой успех.
Петросян рассказал, как он добивается взаимопонимания со зрителями:
- Я должен соответствовать менталитету, пониманию жизни, культуре народа… Сейчас появилось много телефонных мошенников. Я это высмеиваю. Народ меня поддерживает! Когда в моем воплощении старый человек морочит голову мошеннику и заставляет мошенника перечислить ему деньги, народ ликует! Публика думает, что и она так сможет – она не купится на уловки мошенников.
- Когда вы стали зарабатывать хорошие деньги? – спросил Петросяна Роман Костомаров.
- У Утесова я получал 150 рублей, потом – 200. Это были хорошие деньги для начинающего артиста, - поделился Евгений Петрсоян. - Но актеры быстро деньги тратят. Артисты стали получать прилично со сборов в конце 80-х -начале 90-х. Но потом эти деньги сгорели на сберкнижках. После реформы начала 90-х они обесценились. Народ очень переживал. Юморист выполнял функцию антистресса, поднимал настроение, смешил. Я стал выпускать очень смешные номера.
Об отношении к стендаперам:
- Они не артисты и не авторы. Всё, что они делают на сцене - это на уровне трепачества. Там нет никаких творческих задач, нет актерского мастерства. Это нарушение законов эстрадного жанра, они просто балагурят. Кроме того, они ругаются матом, это неприемлемо. Мат на сцене – это нарушение всех правил, - считает Петросян. - Стендап родился не в Америке, а в Одессе, на Дерибасовской в конце ХIХ века. Это мне рассказывал Леонид Утесов. Местные трепачи выступали из специальной будки, которая стояла в городском парке. Публика закидывала выступающих тухлыми яйцами или гнилыми помидорами, если не нравилось. Или не закидывала, если выступление было удачным. Потом эту традицию вывезли в Америку. И сейчас это явление снова вернулось к нам. Но это не искусство, а развлечение. И далеко не высокий художественный уровень.
- Почему упала культура юмора?
- Свобода, которую нам дали, была чрезмерной.
Петросян ответил и на личные вопросы. О разнице в возрасте - в 35 лет - со своей женой Татьяной. Чувствуется ли эта разница или любви все возрасты покорны?
- У нас с женой полное взаимопонимание. И я счастлив, что у меня такие прекрасные дети. Поздно, но лучше поздно, чем никогда, - считает Евгений Петросян. – Сейчас я исправляю ошибки молодости.
Я всю жизнь был женат на своей работе. Практически 24 часа в сутки. Не занимался семьей. Считал, что семья должна помогать мне в главном деле. Все приводные ремни – бытовые, эмоциональные – семья должна обеспечивать. А артист должен принадлежать зрителям. Такое искаженное представление было. Но по-другому успеха не добиться. Я надеюсь, что мои дети будут талантливыми людьми. Ваган будет заниматься наукой. Хотя он любит театр, правильно там себя ведет, очень внимательно слушает, смеется там, где нужно смеяться, аплодирует. Если Господь позволит мне довести детей до взрослого возраста, я буду очень рад. Поэтому моя задача – выжить. Я борюсь со старостью. Хожу на тренировки три раза в неделю.
А в жизни главное – взаимопонимание. Надо искать взаимопонимание с окружающими и учитывать интересы других.
Обсудим?
Смотрите также: