Мария Кравченко: «Пересматриваю Comedy Woman и просто умираю от хохота»
Фото: Михаил ФРОЛОВ.
Мария Кравченко — прекрасная театральная актриса, звезда кино и сериалов. Но большинство людей все равно считают ее представительницей юмористического цеха. Мы ее и по КВН помним, и по прекрасному шоу Comedy Woman, да и сейчас она участвует в проекте скетчей «Истории одной страны».
Очень скоро мы увидим Марию в амплуа интервьюера в новом шоу «История большой страны» на VK Видео.
«Поток был набран»
- Мария, у вас прекрасно чувство юмора. При это известно, что все актеры невероятно ранимы. Как эти качества уживается?- Если ты поступил в театральный вуз в 16-17 лет, и тебя там сломали, сделали пластилин, человека, который готов сыграть все что угодно - это одно. А человек, который начал с КВН, с эстрадного юмора - совершенно другое. Те, кто прошел школу КВН, заточен на самоиронию, на приколы, на подколки, и мы более толстокожие. Я лично очень спокойно реагирую на хейт. Есть моменты, которые я не приемлю - когда говорят о моих близких, о ребенке, родителях. За это я глотку перегрызу. А когда про меня, то просто отмечаю, что я чуточку популярнее кто-то еще.
- В вас был довольно долгий путь в профессию, вы не сразу пошли по этому пути. А когда решили «Мне пора на сцену»?
- Решила это с тех самых пор, как я себя помню. С детства знала, что буду сниматься в кино, выступать на сцене. Ни о чем другом и не мечтала. Разве что некоторое время стюардессой хотела стать, но не прошла по росту. Наверное, я счастливчик, который сумел свою мечту воплотить в жизнь.
- Помог КВН?
- Да. В 16 лет приехала из Комсомольска-на-Амуре в Москву поступать в театральный институт. Тогда не было интернета в нынешнем объеме и мне было неизвестно, что во всех театральных вузах уже с апреля начинаются курсы. И по их итогам ты сразу попадаешь в первый тур прослушивания. А я приехала после выпускного, после получения аттестата. Весь основной поток был набран, и оставался единственный вариант – поступить за деньги. Но у меня была четкая договоренность с мамой - ты поступаешь в театральный, только если на бюджет, а за деньги мы получаем нормальную профессию «которая будет кормить».
- Переживали?
- Конечно, были слезы, сопли – жизнь кончена. Поступила в Московский институт стали и сплавов на лингвистику. Договорились с мамой, что через год снова попробую пойти в театральный. Но в моей жизни случился КВН, и я поняла, что это вообще не стоит того. Предпочла остаться в КВНе, где не нужно ломать мой стержень, наоборот, мое нутро – это то, что дает мне возможность пробовать себя в разных ролях, и петь, и танцевать, то есть всё в одном.
«Просто игра»
- Впервые я услышал, что «КВН уже не тот» где-то в 1989 году. Но ваше поколение было одним из самых сильных в игре. Кипели страсти «за место в составе»?- Да, конечно. Не могу сказать, что все – друзья. Нет, все делают вид, что друзья. Безусловно, есть команды, которые поддерживают дружеские отношения до сих пор. Но это больше касается, наверное, тех людей, с которыми мы не сталкивались в сезонах, которые играли не с нами. А конкуренция там, конечно же, жесткая, это ни для кого не секрет.
Важно, конечно, понимать, что это игра, а не дело всей твоей жизни. Яркие воспоминания, то, о чем можно рассказать своим детям, внукам.
Но для многих проигрыш смерти подобен. Так нельзя, просто порадуйтесь, что у вас есть возможность сейчас выйти на сцену, посоревноваться в юморе. На фестиваль в Сочи приезжает полмиллиона команд, и из них выбрали вас, чтобы сейчас в составе 15 команд вы стояли на этой сцене.

Фото: Борис КУДРЯВОВ.
- Но ведь наверняка хочется победить!
- Важно трезво оценивать свои возможности. Вот «Разминка» это очень сложный конкурс, полная импровизация. Мало команд, которые умеют играть в этом конкурсе. Многие выводят на него авторов, но даже те от стресса не в состоянии придумать хороший, стоящий ответ за 30 секунд. Как правило этот конкурс влиял на исход игры в целом. Бывало, что за первый конкурс «Приветствие» жюри ставило всем 5 баллов. Но у нас овации были 4 минуты, зал не замолкал, люди сидели, слезы вытирали, жюри плакало от смеха. А в итоге 5 не только нам, но и всем! И ты понимаешь, что проиграешь уже автоматически, потому что ты не ставил на этот «музыкалку», ты делал ставку на приветствие.
В лифте с Масляковым
- Несколько месяцев назад ушел из жизни Александр Васильевич Масляков. У вас какие воспоминания о нем остались?- Наверное, сейчас фраза «КВН уже не тот» действительно оправдана. У меня исключительно положительные воспоминания об этом человеке. Он взял нас в Премьер-лигу, в Высшую лигу, дал нам возможность связать свою жизнь с юмором. Когда собирали Comedy Woman, то пригласили самых ярких представительниц из КВН. Наше хобби дало нам возможность зарабатывать. В КВН играют фанатики в хорошем смысле этого слова, финансовая составляющая на первых порах была не так важна, как возможность заниматься юмором.
- Масляков вас выделял как-то?
- Он всегда был очень положительно настроен к нам. Получилось так, что на фестивале в Сочи мы жили на одном этаже. Он со Светланой Анатольевной и мы с Катей Варнава. И однажды мы подошли к лифту. А когда Александру Васильевичу со Светланой Анатольевной надо было спускаться, лифт закрывали, охрана стояла он шел с 8-го на 1-й этаж, других не было вариантов. Мы вышли, поздоровались, нажали кнопку другого лифта, ждем. И он говорит: «Да чего вы там встали? Идите, поехали с нами». И вот мы спускаемся на первый этаж, и когда открывается двери и выходим мы, у всех КВНщиков шок! Ничего себе, ехали в одном лифте с Масляковыми, это явно какие-то другие отношения, приближенные.
Александр Васильевич был потрясающий.
- Успех это круто, но без провалов в КВН никак нельзя. Помните ваш самый главный фейл?
- Конечно. Это не конкретно мой личный провал, а в принципе провал команды. Первая игра «Сборной малых народов» в высшей лиге. Прямо грандиозный провал был. Команда из четырех человек. Разминка. Одно дело, когда стоит команда «ЛУНа», машина, там авторы – все, включая актеров. И другое дело, когда стоим мы вчетвером, две курицы и два человека, которые просто привыкли друг от друга ловить кайф. То есть нам было по кайфу вчетвером, но разминка – это то, к чему мы оказались не совсем готовы. Да и в целом мы были, наверное, слабее, чем другие, я отдаю себе отчет в этом. Надо было это принять, но в тот момент мы понимали, что это просто провал.
«Мы не были друзьями»
- Программа Comedy Woman не выходит уже много лет. Но и вас, и ваших коллег до сих пор представляют как актрис этого шоу. Честно, я и сейчас фанат этой передачи. Почему все закончилось?- Надо уходить на пике. И очень круто, что мы ушли, а люди до сих пор скучают и спрашивают: когда вы вернетесь, есть ли такая возможность? Люди остаются голодными, и это лучше, чем когда они сидят и думают: да когда же вы уже закроетесь, когда вы сдохнете уже?

Фото: Лариса КУДРЯВЦЕВА/ЭГ.
- Анализировали откуда такой успех?
- У нас не было привязки ко времени. Были какие-то актуальные шутки, но точечно и очень мало. В основном мы шутили о вечном. Поэтому и смешно до сих пор. Некоторые номера пересматриваю и просто умираю от хохота. Когда цепляешься к чему-то актуальному, то через 3-4 месяца это уже не будет смешно, через год это вообще забудут. А мы выбирали вечные темы, поэтому и заработали надолго хорошую репутацию. Мы не позволяли себе мата, только там, где он был уместен. И плюс мы были проектом, аналогов которому в мире не было. У нас была та самая фишка. Мы возвели юмор по гендерному признаку в определенную категорию. И сейчас женщина в юморе – это уже не нонсенс, это не значит, что это не смешно. И теперь нельзя делить юмор на мужской и женский, потому что мы, так или иначе, протоптали дорожку на достаточно высокий уровень.
- Говорят, что вы все там переругались...
- Сказать, что у нас были не очень хорошие взаимоотношения нельзя. Мы не были друзьями, кто-то с кем-то чуть ближе, кто-то нет, но с точки зрения работы у нас не было острых конфликтов из серии: не буду с этим человеком находиться на одной площадке. Так или иначе, мы понимали, что у каждой из нас совершенно разная органика, и мы здесь и сейчас только потому, что мы сошлись на том, какие мы разные. Мы смешны до тех пор, пока мы вместе. Отчасти злую шутку сыграло мнение, что можно поменять всех, главное, останется одна, и это будет тот же самый Comedy Woman. Нет, это не будет тот же самый Comedy Woman. Потому что ты главная только среди этих девочек. И если ты – фотография, то это – рамка, и это именно та рамка, которая должна быть. Потому что таких, как мы, нет.

Фото: Михаил ФРОЛОВ.
- Вы любите женский юмор?
- Очень люблю женский стендап, с удовольствием хожу к девчонкам на съемки. Они показали, что женщина в стендапе вполне может существовать. Потрясающе провожу у них время и с уважением отношусь к тому, что они делают. Да, я знаю, что где-то сейчас в диджитале появилось новое «Женское шоу», но здесь я скажу, что это уже вторично. Видела у них шутки и ситуации, которые были у нас. И здесь у меня больше вопросов к авторам. Ну, почему вы так подставляете девочек? Они явно к этому долго шли, и для каждой из них это очень крутой шаг, в какой-то степени исполнение мечты. Но когда они везде транслируют, что готовились к этому три года, ты смотришь и не понимаешь, к чему тут готовиться три года? Создается ощущение, что половина взята откуда-то, половина написана просто на коленке. И ты понимаешь, что в жанре стендапа, в жанре импровизации многие из этих девочек гораздо круче, чем в рамках этого проекта, где они теряют свою индивидуальность.
«Не отслеживаю, кто сколько получает»
- В прошлом году сразу несколько актеров и актрис признались на интервью в «КП», что в нашей стране актерские ставки у женщин ниже, чем у мужчин. В юморе есть такая проблема?- Мне сложно сказать. Просто не отслеживаю, кто сколько получал. У нас вообще это было до определенного момента не принято. То есть нас взяли как готовый коллектив, переместили Comedy Club Production и четко сказали: вы здесь не друзья, здесь каждый сам за себя. Соответственно, о том, кто сколько получает, вы не будете знать, это будут знать только те, кто назначает вам эту зарплату. И до определенного момента это было правилом. Не могу сказать, что мужчины в юморе получают больше, чем женщины, у меня нет таких данных. Мне кажется, сейчас это уже настолько неактуально.
- Вы одна из главных героинь в сериале «Полярный» не сталкивались в сериальном мире с этой проблемой?
- Одно дело, когда ты – главный герой, и это новый проект, который запускается и рассчитывает на то, что твое имя привлечет зрителя. И другое дело, что, условно говоря, у тебя 50 смен, а у меня как у женщины (я играю, допустим, второстепенную роль) – 12 смен. Естественно, я получу меньше. Но это не значит, что ставка за смену у нас кардинально разная. Да, есть мужчины, которые получают огромные деньги за смену, и это, возможно, в некоторых моментах неоправданно, потому что ты видишь конечный продукт и думаешь: блин, а за что тебе платят такие деньги? Но, с другой стороны, я не считаю, что женщина получает меньше. Что касается кино, это все обуславливается, как правило, количеством смен. И ты иногда даже сознательно готов уступить, чтобы получить эту роль, но в итоге ты возьмешь количеством съемочных дней. Сейчас, куда ни глянь, женщины получают гораздо больше. Возьмите Татьяну Ким, например, из Wildberries. Список «Форбс», одна из самых богатых женщин! Честь ей и хвала.
Проблемы со вкусом
- Мир кино сложнее мира юмора?- В кино в принципе очень сложно. Тебе каждый раз приходится что-то кому-то доказывать, потому что тебя до сих пор воспринимают как Comedy Woman. И больше всего меня удивляет то, что люди понятия не имеют, как я выгляжу в жизни. Когда агенту присылают пробы, предложение поучаствовать в проекте, ты читаешь описание персонажа, и там, допустим, 50+… Скажите, я выгляжу на 50+?
- Нет.
- Я говорю: слушайте, может мы им фотографию отправим? Зачастую, когда ты приходишь на какую-то роль пробоваться, потом звонят и говорят: слушайте, а чего она у вас такая худая, чего она такая маленькая, а чего она блондинка? И ты удивляешься: а вы в каком веке меня видите? Вы на Comedy Woman ориентируетесь? Объясните, когда вы меня последний раз наблюдали, чтобы сделать какие-то выводы? Наверное, мое время в кино еще не настало. Настанет, видимо, когда мне будет 45 плюс-минус и я пробью эту стену и докажу, что женщина может хорошо выглядеть. Почему-то у нас женщина, которой 40 не может выглядеть моложе, она обязана выглядеть на 40. Пока мы не привьем людям понимание, что женщина в любом возрасте может выглядеть хорошо, у нас не будет хороших проектов, у нас будут проблемы со вкусом. То же самое с костюмами. Моя Раиса в «Полярном» (третий, четвертый сезон) – это полностью мой гардероб. Все украшения я сама принесла. Просто возмущена была тем, как я выгляжу в втором сезоне!

«Пришла не за похвалой»
- Вы поступили в Щукинское училище, уже став сложившейся актрисой. Зачем вам это было нужно?- Идея была не моя, это муж сказал: «Сходи, попробуй. Поступишь – круто, не поступишь – продолжишь жить, как жила, и ничего в твоей жизни не изменится».
И для меня это был огромный барьер – прийти на общих условиях на эти конкурсы, на прослушивание. Я понимала, что я – человек из телевизора, за плечами 13 лет Comedy Woman, постоянных эфиров, плюс еще КВН. И ты приходишь с людьми, которые – никто, нигде и звать никак. Они просто в какой-то день проснулись и поняли: блин, а чего я главный бухгалтер, пойду-ка я на актрису. Когда училась там, хотелось многим задать вопрос: когда ты поняла, что должна быть актрисой? Просто ответь мне, чтобы меня это убедило, чтобы я для себя оправдала твое место сейчас здесь.
Ну ладно, я собралась с мыслями, пошла на прослушивания. Понимала, что юмор – это моя сильная сторона и сделала упор на басню, потому что басня – это юмор, басня – это монолог, басню можно прочитать, как стендап. Что я и сделала.
- Какую басню читали, если не секрет?
- На первом прослушивании я читала «Мартышку и очки», а на последнем, финальном, я выбрала басню Михалкова «Непьющий воробей». Не очень известная басня, но дико смешная. Комиссия просто плакала, утирала слезы, потому что это все было прочитано в духе монолога, с переходами ролей, со сменой голосов. Басня вне времени, она точно отражает отношение нашего общества к алкоголю.
- Учиться было сложно?
- У меня было очень много работы, я гастролировала. В первый день моей учебы мне сказали: 30% пропусков – и ты уже не с нами. На что я ответила: ну, значит, так. Я даже от себя в какой-то степени не ожидала, что доросла до того момента, когда я могу отстаивать то, что мне дорого и важно. Но были сложности. Меня пытались вывести из себя, из зоны комфорта. Меня никогда не хвалили. Мне говорили: хорошо, получилось, удалось. Но я четко понимала, что сюда пришла не за похвалой. Моя похвала – это мои зрители, которые любят мое творчество, приносят цветы, приходят на концерты, спектакли и аплодируют в конце стоя. Вот это моя похвала.
Ностальгический вайб
- Расскажите о вашем новом проекте «История большой страны». Что это будет?- Это мой дебют в роли ведущей своего шоу, подкаста. Симбиоз этих двух жанров, ныне популярных. Мы выходим в марте на VK Видео. В этой истории главное как раз не юмор. Ко мне в студию приходят гости, которые приносят альбомы с фотографиями.
Традиция фотоальбомов остались в прошлом, моя дочь и ее ровесники в принципе не знают, что такое альбомы с фотографиями. У них есть фотокниги. Ты заплатил определенные деньги, тебе дали книгу, где есть твои фотографии. А раньше это был труд, это все собиралось, старательно вклеивалось в альбомы или вставлялось в эти вырезанные кармашки. Целая эпоха, которая, к сожалению, ушла, и осталась только в воспоминаниях. Раньше ты приходил в гости и тебе давали альбом с фотографиями — на, полистай. И ты листал и наслаждался, какие-то вопросы задавал. И вот здесь то же самое. Мы даем возможность нашим гостям принести альбом своих собственных воспоминаний, вместе смотрим этот альбом, над чем-то смеемся, о чем-то грустим, что-то вспоминаем. Такой милый ностальгический вайб. Мне это жутко интересно, потому что это что-то новое. Каждый герой – это совершенно разные ощущения. С кем-то более комфортно, с кем-то менее, а с кем-то вообще складывается полный мэтч, и ты чувствуешь себя, как рыба в воде. И тебе не нужны никакие карточки, где что-то про него написано, никакие подсказки, это все рождается здесь и сейчас, само собой.
Обсудим?
Смотрите также: