Лука Сафронов: Лечение и похороны Паши Техника обошлись примерно в 5 млн рублей
Фото: социальные сети.
После смерти и громких похорон Паши Техника продолжаются скандалы, связанные с его именем. Например, нелепое противостояние фанатов рэпера Паши и легендарного рок-музыканта Виктора Цоя, которые портят граффити и изображения музыкантов. Неожиданно выяснилось, что у Паши, чьё имя широким массам стало известно после его смерти, - тысячи поклонников. На прощании с ним была почти «ходынка». Хотя он не Жанна Фриске, не Виктор Цой и уж тем более не Высоцкий. Однако паломничество к его гробу было невероятным. В чём его феномен? Об этом мы поговорили с пианистом Лукой Сафроновым, который был другом Паши Техника.

Фото: Михаил ФРОЛОВ.
- На прощание с Пашей пришло почти 15 тысяч человек. Это по официальным данным, - утверждает Лука Сафронов. – Вам это удивительно. Но вы – человека другого поколения и вкуса. Паша - лидер молодёжной, подростковой субкультуры. Когда-то были популярны панки, рокеры, музыкальный андеграунд. Сейчас у рэперов огромная молодежная фанбаза. Вы эту музыку слушать не будете. И я тоже не буду. Но у неё масса поклонников.
- Вы-то как оказались в числе близких друзей Паши?
- Так сложились обстоятельства, что я оказался рядом в конце его, к сожалению, короткого жизненного пути. Паша не моя музыкальная среда. Но я к нему хорошо относился. Он делал прекрасные электронные аранжировки. Он был популярен не только как рэпер, но и как медийный персонаж, он производил контент, который «заходил» у молодёжи. У Паши было своеобразное чувство юмора. Богдан Лисевский (российский стендап-комик, один из авторов и ведущий ток-шоу «Плюшки» - Ред.) рассказывал мне, что Паша был единственным, кто сумел Богдана рассмешить. Это было во время интервью, Богдану приходилось несколько раз останавливать запись. Шутки Паши раскалывали даже опытного стендап-комика. Хотя мне этот молодежный интернет-юмор непонятен. Паша умел и над собой пошутить, в нем была самоирония. Он вообще был очень добрым и простым парнем. До конца не понимал феномен своей популярности. Но его колоссальный успех у определенной молодежной аудитории был очевиден его окружению. Многие его просто использовали. Пользовались его зависимостью от алкоголя и запрещённых веществ. Потому что в измененном сознании Паша шутил ещё «смешнее».

Фото: Михаил ФРОЛОВ.
Кстати, когда мы с ним встречались, Паша не пил совсем, хотя иногда мы сидели в ресторанах. Он жил со своей женой Кариной, с которой официально развёлся. И очень хотел избавиться от наркозависимости.
К сожалению, запрещенные вещества - неотъемлемая часть музыкального андеграунда. Это всегда сопровождало рок-музыку. Вспомните лидера группы «Король и Шут» Михаила Горшенева. «Горшок» тоже рано ушёл из-за алкоголя и наркотиков. Паша хотел свою зависимость побороть.
Он ложился в рехаб по доброй воле, лечился, проходил программу «12 шагов» (программа лечения зависимостей).
Но потом к нему приезжали «друзья», его концертные «менеджеры»... Уговаривали выйти из рехаба хотя бы на день, дать интервью, где-то выступить: «Паша, у тебя жена, ребёнок, ипотека, старики- родители, - говорили они. - Надо зарабатывать». Он выходил «на один день»… На очередном интервью ему незаметно подливали виски в колу, чтобы он был веселей, чтобы «поугарней» шутил, чтобы развлекал... Это выкладывалось в Интернет. Аудитория его треш-контента росла. «Друзья» селили его на съемных квартирах, возили на какие-то мероприятия, концерты... «Парень, радуйся: вот тебе алкоголь, таблетки, вечный рок-н-ролл», - они к нему относились как к затейливому экспонату, на котором можно заработать. Он срывался и начинал употреблять, чему потворствовало его окружение.
- Но он же не ребенок, ему за 40 лет… Как можно взрослого человека водить словно козла на веревочке?
- Он был слабый и зависимый человек. Сегодня запрещённые вещества, наркотики - это огромная проблема, которая пришла к нам из западной культуры, где в каждом клипе - таблетки, «трава», сироп с кодеином... У нас это копируют.

Фото: Михаил ФРОЛОВ.
Паша хотел (но не успел) показать молодёжи, что мир унылых серых будней необязательно разнообразить с помощью наркотиков. Это можно делать с помощью искусства. На этой почве мы и подружились. Мы ездили на выставку моего отца Никаса Сафронова в Петербург. Паша рассказывал своей аудитории о Никасе, о его картинах. Не как искусствовед, а как обычный человек, который впервые знакомится с художником. Из серии: что вижу, то пою. По его просьбе я играл Рахманинова, а он под эту музыку делал «технический обзор» выставки Никаса Сафонова. Никасу Степановичу это тоже было интересно, потому что у Паши - огромная молодежная аудитория.
Однажды мы вышли с Пашей на улицу покурить. И за минуту вокруг него собралась толпа его поклонников. Я не ожидал, что у парня, который снимает глупые видео и вообще сам по себе очень простой, такая огромная популярность. Паша выпускал глуповатый (с моей точки зрения) видео-контент, но при этом не был глуп. В свободное время он играл с пятилетним сыном в шахматы… Мало кто знает, что он помогал детским домам и нашим бойцам в зоне СВО...
Паша Техник и рэперы Metox и Марк задонатили 1 миллион рублей 106-й воздушно-десантной Тульской дивизии и 1182-му артполку — в 2024 году. Больше всего переводов — на сумму около 700к — сделал Техник. Но он об этом не рассказывал…
- Как вы оказались вместе в Таиланде, где Паша и умер?
- Паша улетел в Таиланд, где запрещенные вещества, к сожалению, можно приобрести легально. Поехал развлечься с очередной своей подружкой, которая за счёт его популярности раскручивала свои соцсети. Я оказался рядом, потому что в это же время несколько месяцев жил на Пхукете. Что там с Пашей произошло, до конца неясно. Какое-то отравление…
В больницу он попал уже в коме. Ему неправильно оказали первую помощь. Это всё-таки Пхукет, где табачной лист и бубен - и есть медицинская помощи, особенно когда у тебя нет медицинской страховки. Поскольку я был рядом, стал помогать. На Пхукет прилетела его жена Карина с подругой. Известные российские блогеры и музыканты стали собирать деньги для Паши. Из Москвы, из НИИ им.Склифосовского, вызвали одного из лучших реаниматологов. Но в тех условиях помочь Паше было невозможно, а перевозить его в таком состоянии было нельзя. 5 апреля Паша умер.

Фото: Михаил ФРОЛОВ.
Я купил Карине и её подруге билеты в Москву за 250 тысяч рублей. Оплатил место для Паши на Николо-Архангельском кладбище. Не потому что я такой богатый человек, просто у семьи Паши денег не было. Да, Паша зарабатывал, но не в свою калитку.
- Сколько стоило место на кладбище?
- Не буду называть сумму. Дорого. Он похоронен в хорошем месте. Рядом с Жанной Фриске. Слава Богу, что у меня были деньги. Хорошо, что с самого начала, ещё когда он находился в больнице на Пхукете, помогали Баста, Андрей Бурим (известный под псевдонимом «Mellstroy» стример с аудиторией в десятки миллионов человек – Ред.), блогер Александр Зубарев. Благодаря им мы закрыли счета за лечение Паши, транспорт, логистику из Таиланда, похороны… Помог Максим из реабилитационного центра для наркозависимых. Вся эта скорбная история, начиная с Пхукета и до Пашиных похорон, обошлась примерно в 5 миллионов рублей.
- Кто сейчас будет помогать семье Паши Техника?
- Его жена Карина понимает, что теперь всё на ней, в том числе ипотека. Ей придется работать. Родители Паши - простые люди, отец был водителем. Ему уже 70 лет. Паша - единственный сын.
Кстати, никто из псевдодрузей Паши не помог. Но некоторые продолжают зарабатывать на нём после смерти...
Обсудим?
Смотрите также: