Создать аккаунт
Главные новости » Соцпортал » Праздники » Тайна последнего сна: Что апокрифы рассказывают об Успении Богородицы

Тайна последнего сна: Что апокрифы рассказывают об Успении Богородицы

478


Праздник Успения Пресвятой Богородицы — один из самых любимых и торжественных в православном календаре — отмечается 28 августа. Он наполнен не печалью, а светлой радостью, ведь в нем — ключ к пониманию христианской надежды на жизнь вечную. Но если мы откроем канонические тексты Нового Завета, мы не найдем там ни слова о последних днях, смерти и вознесении Матери Божьей. Откуда же Церковь знает подробности этого события? Ответ кроется в глубоком и поэтичном пласте церковного Предания, источником которого стали тексты, не вошедшие в библейский канон, — апокрифы.

Почему апокрифы? Ценность неканонического предания


Важно сразу понять: Церковь не ставит знак равенства между апокрифом и ересью. Апокриф (от греч. — «сокровенный, тайный») — это текст, не признанный богодухновенным и не вошедший в канон Священного Писания по причине неизвестности автора, позднего происхождения или наличия спорных с богословской точки зрения деталей.

Однако многие апокрифы не противоречили учению Церкви, а, наоборот, органично его дополняли, сохраняя древние устные предания. Именно к таким текстам относится цикл сказаний об Успении Богородицы. Они не являются «Библией», но они — исторический и литературный памятник веры первых христиан, их любви и почитания Той, которая дала миру Спасителя.

Тайна последнего сна: Что апокрифы рассказывают об Успении Богородицы


Главный источник: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы»


Наиболее полным и авторитетным текстом, легшим в основу церковной службы праздника, является «Слово святого Иоанна Богослова на Успение Богородицы». Его вариации существовали на греческом, латинском, сирийском, коптском и арабском языках, что говорит о его невероятной популярности в древнем христианском мире.

Согласно преданию, апостолам, проповедовавшим по всему миру, было чудесным образом возвещено о скорой кончине Девы Марии. Как описывается в «Слове», они были восхищены на облаках в Иерусалим, чтобы проститься с Ней. Среди них были апостолы Петр, Павел и Андрей, принесенные вместе с остальными, и только апостол Фома, по «промыслу Божию», опоздал.

 

Ключевые сюжеты, описанные в апокрифе:


Благовещение об Успении. За три дня до кончины Богородице является архангел Гавриил (тот самый, который возвестил Ей о Рождении Христа) и вручает сияющую райскую ветвь как знак того, что Ей предстоит перейти в вечную жизнь. Эта деталь прямо звучит в праздничных богослужебных текстах.
Собрание апостолов. Чудесным образом собравшиеся апостолы становятся свидетелями мирной кончины Божией Матери. В центре комнаты стоит украшенный одр, на котором возлежит Богородица. Сам Христос в окружении ангелов и сил небесных нисходит с небес, чтобы принять душу Своей Матери. Эта сцена — сердце иконографии Успения.
Погребение и восхищение тела. Апостолы несут одр с телом Богородицы через Иерусалим для погребения в гробнице в Гефсиманском саду. На процессию нападают иудейские первосвященники, пытаясь ее разогнать, но чудесное облако скрывает шествие, а нападающих поражает слепота. Этот сюжет символизирует сопротивление старого мира славе Божией.
Плащаница Божией Матери. Согласно преданию, отраженному в апокрифах, перед погребением тело Богородицы было обернуто в особую плащаницу — погребальную пелену. Подобно Туринской плащанице, она считается материальным свидетельством Успения. Традиция ее почитания жива и сегодня: так, в Свято-Елисаветинском монастыре в иконоокладной мастерской создаются плащаницы, расшитые жемчугом, бисером, драгоценными и полудрагоценными камнями. Узнать больше информации об изделиях мастерской можно, перейдя по ссылке: lavka-obitel.ru. Плащаница Богородицы, по разным традициям, или полагается посреди храма на праздничной утрени Успения Богородицы, или же вынос плащаницы совершается на третий день этого праздника, при служении чина Погребения Божией Матери.


Плащаница Богородицы, выполненная в мастерской Свято-Елисаветинского монастыря

 


Вознесение тела и явление Фоме. Самая известная деталь — это опоздание апостола Фомы. Сожалея, что не успел проститься, он упросил апостолов открыть гробницу на третий день. Открыв ее, они обнаружили там только погребальные пелены, благоухающие райским ароматом. Само же тело Богородицы было взято на небо. Вечером того же дня Сама Пречистая Дева явилась апостолам в воздухе, окруженная ангелами, со словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». Это стало окончательным доказательством Ее телесного вознесения.

Богословский смысл: почему Церковь приняла это предание?


Церковь включила эти апокрифические сюжеты в свое учение потому, что они имеют глубокое догматическое значение:


  • Победа над смертью: Успение показывает, что даже естественная смерть праведника, прошедшего свой путь без тления греха, — это не ужас и распад, а «сон», за которым следует воскресение и встреча со Христом.

  • Обожение человека: Богородица становится первым человеком, достигшим Царствия Небесного вслед за Своим Сыном. Это прообраз будущего воскресения всех верных.

  • Связь Земли и Неба: Явление Богородицы апостолам после Успения утверждает Ее постоянное ходатайство за род человеческий. Она не умерла, но перешла в иную, высшую форму бытия, оставаясь нашей Матерью и Молитвенницей.


Таким образом, апокрифические сказания об Успении, отточенные и выверенные церковным сознанием, стали неотъемлемой частью Предания. Они отвечают на главный вопрос: какова посмертная участь того, кто всей своей жизнью был самым совершенным сосудом Божественной благодати? И ответ этот полон надежды и света: душа и тело Богородицы уже пребывают в раю, предваряя вечную радость для всех, кто последует за Христом.

0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт edinstvo-news.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК