Какие традиции и обряды соблюдают пастухи и хозяева отары в день Авраамия Овчара и Анастасии Овечницы 11 ноября

11 ноября православные отмечают день памяти святых Авраамия и Анастасии Овечницы — покровителей пастухов и овцеводов. Этот народный праздник с древности считался временем подведения итогов пастушьего сезона и подготовки к зиме. В этот день хозяева стад собирались с овчарами, обсуждали дела, благодарили за труд и просили небесного благословения на будущий год. Считалось, что проведенные в этот день обряды и молитвы помогают сохранить скот от болезней и хищников, а также приносят дому достаток. Народные приметы, связанные с Авраамием и Анастасией, подсказывали, какой будет зима — ранней, снежной или мягкой. Читайте об этом подробнее в материале echonedeli.ru.
Традиции на Авраамия Овчара и Анастасию Овечницу
Святые Авраамий и Анастасия почитаются в народе как хранители овец и покровители пастухов. Считалось, что молитва к ним способна уберечь стадо от болезней, нападений хищников и злых духов. Поэтому в день их памяти крестьяне нередко совершали обряды с иконами или образами святых, чтобы заручиться их защитой на будущий год.

Праздник Авраамия и Анастасии символизировал завершение пастушьего сезона и встречу первых холодов. В этот день хозяева благодарили овчаров за труд, устраивали для них угощения — подавали пироги, яичницу, каши и угощали горячим хмельным напитком. Пастухов уважали и побаивались, считая их людьми, умеющими находить общий язык с духами леса и поля, от которых зависела судьба скота.
Во многих селах 11 ноября проводили стрижку овец — в одних регионах это был завершающий этап сезона, в других только начало. От количества и качества шерсти зависело благосостояние семьи: из неё шили одежду, валяли войлок и пряли нити на долгие зимние вечера.
Обряды на Авраамия Овчара и Анастасию Овечницу

Праздник начинался на рассвете, и главными его участниками были пастухи — хранители деревенского скота. Хотя среди них часто встречались пожилые и немолодые мужчины, их труд вызывал глубокое уважение: именно от них зависело благополучие всей общины. В этот день овчары надевали праздничную одежду, играли на рожках и дудках, пели старинные пастушьи песни и поздравляли хозяев с окончанием сезона выпаса. После этого хозяева вручали им подарки и расплачивались за труд, а вечером устраивали общее веселье — с угощениями, песнями и танцами. Во время таких собраний обсуждали урожай шерсти, обменивались новостями и заключали договоры на будущий год.
Особое место занимал древний обряд защиты стада. Перед первым выпасом пастух обходил отару с молитвой или заговором, затем символически «запирал» стадо — закрывал замок, бросая ключ в лес. Считалось, что так он отдаёт дань уважения духам леса и получает их покровительство. Записанный на бумаге заговор зарывали в землю до следующего сезона, чтобы оберег сохранял силу.
Во время вывода овец на пастбище крестьяне старались делать как можно больше шума: свистели, топали, били в ладони, играли на дудках — всё это отпугивало злые силы. Каждый пастух при себе имел обереги: хлеб, испечённый в форме креста, пару яиц, щепоть освящённой соли и церковную свечу.
На Анастасию Овечницу хозяйки готовили блюда из молока и сыра, пекли пироги и угощали всех домашних. В этот день просили святую Анастасию о защите стада, тепле в доме и достатке. Считалось, что если провести праздник с добрым сердцем и молитвой, то зима будет спокойной, а овцы принесут богатый приплод.
Приметы на Авраамия Овчара и Анастасию Овечницу

В народном календаре день Авраамия Овчара и Анастасии Овечницы считался вестником настоящей зимы. Крестьяне говорили: «Ноябрь заморозит воды — будет крепкий лед и лёгкие переходы», — ведь замерзшие реки и болота облегчали путь путникам и обозам.
С утра люди внимательно смотрели на небо: если оно затягивалось тучами и начинал идти мелкий дождь или снег с мокротой — ждали скорого похолодания. Говорили:
«Небо плачет — зиму кликать хочет».
Особое внимание уделяли поведению зверей. Если волки сбивались в большие стаи и часто показывались у деревень, это считалось недобрым знаком — к болезням, неурожаю или тяжёлой зиме. А вот если волков не было видно, верили, что грядущая зима пройдёт спокойно.
С появлением праздника Анастасии и Авраамия в лесах воцарялась тишина — по народным наблюдениям, именно в эти дни медведи окончательно уходили в берлоги. Это означало, что земля готовится к снежному покрову, а морозы уже не за горами.
Обсудим?
Смотрите также:
