Реформа ОСАГО: что нас ждет в ближайшем будущем?
Состояние рынка ОСАГО в России уже давно вызывает серьезные опасения экспертов из-за высокой убыточности и массового ухода страховщиков с этого сегмента. О том, что же будет с рынком ОСАГО, рассказала Ирина Хоминич, профессор кафедры Финансовые рынки РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Убыточный сегмент
По статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), общие выплаты по ОСАГО в I квартале 2019 года на 22% превысили собранные премии, а сами страховые выплаты составили 97% собранных премий. Это значит, что ОСАГО окончательно превратилось в убыточный бизнес для российских страховщиков. При этом в некоторых регионах России коэффициент убыточности достигает 200%! Не дремлют и мошенники. Доля мошеннических выплат по ОСАГО достигла в 2018 году 30% от всех выплат. Поговаривают даже об отмене этого вида обязательного страхования в нашей стране.
Правда, выходом из ситуации такое решение не назовешь. ОСАГО необходимо: оно защищает владельцев авто от рисков, обеспечивает компенсации пострадавшим. Ведь автомобильный транспорт является самым опасным и аварийным. Так, по данным ГИБДД, в 2018 году в стране произошло более 168 тыс. ДТП, в которых были ранены 214 тыс. человек, а погибли 18 тыс. человек. И, несомненно, ОСАГО имеет высокую социальную значимость, покрывая издержки пострадавшим.
Каждому – свои условия
Исследования специалистов показывают, что основной акцент в развитии ОСАГО будет сделан на все большем учете личных качеств водителя, его поведения, стиля вождения автомобиля, компетенции, а не на независящих от него параметрах, как сейчас (регионе проживания, мощности или возраста автомобиля и т.д.).
Нововведения в ОСАГО, запланированные к внедрению в 2020 году, направлены на более справедливое индивидуальное определение стоимости полиса ОСАГО для автомобилистов. Этому будет способствовать применение цифровых устройств наблюдения за ездой в автостраховании.
При помощи систем наблюдения за ездой страховщики смогут анализировать стиль вождения конкретного водителя, производить оценку его состояния с целью снижения риска наступления ДТП. При такой системе страхования для каждого автовладельца будет подбираться индивидуальная гибкая система скидок и коэффициентов при расчете стоимости полиса, величина которых будет зависеть от результатов анализа параметров вождения.
Каждый россиянин, автомобиль которого оборудован телематическими устройствами, будет иметь свой скоринговый балл. Последний складывается из множества параметров, включая погодные условия, характер дорожных покрытий и прочее. Эти данные позволят предсказывать наступление ДТП по вине страхователя и даже его предотвратить.
– Кстати, в большей части западных и европейских стран телематика применяется в ОСАГО (так называемый MTPL) и позволяет точно определить степень рискованности клиента. Отношения между клиентом и страховщиком и стоимость страховки базируются на принципе «Ездишь тише – платишь меньше», – рассказывает Ирина Хоминич.
Что будет с тарифами
Если Государственной Думой будет одобрен законопроект, который меняет систему расчета стоимости полиса ОСАГО, то уже с 1 января 2020 года будет отменен территориальный коэффициент, а с 1 октября того же года – коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля. Эти параметры не связаны с индивидуальным стилем вождения, на который делается акцент в развитии ОСАГО, а значит, и потребность в них отпадает. В то же время страховщикам дадут возможность вновь расширить тарифный коридор на 40%, а также устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов.
Нововведения могут серьезно отразиться на стоимости полиса ОСАГО. Для автомобилистов, которые откажутся устанавливать средство слежения за стилем вождения, тарифы, однозначно, вырастут. Да и тем, кто согласится поставить в автомобиль «жучок», возможно, придется раскошелиться. Ведь в случае признания стиля вождения автомобилиста хотя бы гипотетически опасным, понижающие коэффициенты работать уже не будут.
Тимур Замятин
Комментарии