Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » «Пароход Тома Сойера». Устройство…
Эксклюзив

«Пароход Тома Сойера». Устройство…

207


Нижняя палуба одного из американских речных пароходов

Вот сходни переброшены, хлынул поток -
Пассажиры, матросы, вопросы, ответы, улыбки.
Вот личико прелестное, словно цветок,
Расцветает меж ними большими глазами блестя.

Ах, не солгали предчувствия мне,
Да мне глаза не солгали.
Горло сдавило и весь я в огне,
Словно по сердцу идет пароход.

А. Д’Актиль

Артефакты истории техники. Мы продолжаем рассказ о речных «пароходах Тома Сойера», и сегодня он будет посвящен их устройству, которое само по себе было весьма занимательным. Ну а начать его будет интереснее всего с того, как я вообще вплотную познакомился с этим интереснейшим типом судна.


Обложка журнала «Малый моделяж», 1972 год
А было так, что еще в 1972 году я купил в журнальном киоске польский журнал «Малый моделяж» с выкройками парохода «Вестерн ривер» из бумаги. Очень мне захотелось сделать эту модель, но, приглядевшись к бумаге и напечатанным на ней деталям, с этой мыслью расстался. Плохая там была бумага, а вырезать из нее требовалось детали толщиной 1 мм.

«Пароход Тома Сойера». Устройство…

Вот как выглядит этот пароход, будучи склеенным. Кто-то в отличие от меня не испугался…

Проекции модели этого парохода из этого журнала… Ошибки того, кто все это чертил, видны «невооруженным глазом»

Еще одна модель-склейка. Лично для меня уровень запредельный!

Прямо-таки не верится, что это все из бумаги!

Набор корпуса и флаги
Однако в 1981 году мне в руки попали сразу две модели парохода «Оксидан» («Сириус»), которую в те годы в СССР выпускала фабрика «Сихарули» в Тбилиси. Был объявлен очередной Всесоюзный конкурс игрушек, как призер предыдущего конкурса я получил на него приглашение и решил представить на него… «пароход Тома Сойера». И сделать я его решил из двух «оксиданов», чтобы облегчить «Сихарули» его производство.
Понятно, что пришлось много фантазировать и подгонять именно под те детали, что были в этом наборе. Но многое переделывать практически не пришлось. Это трубы, рубка, кожухи гребных колес и сами гребные колеса, а также поручни, сделать которые в те годы я, понятно, был бы просто не в состоянии. А еще пришлось его делать чисто белым, потому что красить полистирол в те годы я мог только лишь нитроэмалью из баллончиков, которую приходилось отливать в банки и смешивать в них с зубным порошком, чтобы краска была матовой.
Красить я мог и аэрографом – сам его сделал, горжусь, но из-за зубного порошка он постоянно забивался, и на его чистку уходили банки ацетона. А красить кисточкой – значило загубить модель. Она оставляла полосы! Потому приходилось быть особенно аккуратным и глядеть в оба, чтобы не мазнуть где не надо полистирольным клеем, который, как вы знаете, на поверхности полистирола оставляет заметные следы, которые очень трудно убирать.

Корпус по разверткам из журнала пришлось делать самостоятельно. Слепить его по ним из пластилина, заполнив пустоты, залил его в парафин, а потом по этой парафиновой форме выклеил его из стеклоткани на эпоксидном клее ЭДП. Ну и подогнал его точь-в-точь под палубу своего парохода. А затем покрасил белой нитроэмалью, так что он практически не отличался по цвету и фактуре от белого полистирола. Только надпись «Стар» была черной и вырезалась из тонкого полистирола от баночек из-под сыра «Янтарь» — моего тогдашнего рабочего материала.


Модель-гибрид двух «Оксиданов»
Модель получилась очень красивой, что и говорить. Особенно ее украшали многочисленные лестницы с перилами. И если кто-то из наших читателей пожелает сделать модель такого парохода именно из полистирола, он смело может положиться на мой опыт. «Проблема имеет решение». Более того, теперь же можно его и покрасить модельными красками, так что получится он еще более красивым. Ну а если купить три «Сириуса» (сейчас его делает «Звезда»), то можно сделать у него корпус и длиннее, отчего модель только лишь выиграет!

Вот и сегодня я вполне мог бы свой прежний опыт повторить, но… этого мне уже не захотелось, и та модель, над которой я работаю в настоящее время, делается уже целиком из дерева, наподобие фирменных сборных моделей из Италии и Китая. Но об этой модели будет рассказано как-нибудь в другой раз…

Пока же давайте рассмотрим устройство этих необычных судов. Хотя мы уже рассказывали о них, используя отрывки из книг Марка Твена и Майн Рида, есть смысл обратиться к… чертежам и посмотреть на них не только снаружи, но и изнутри.

Итак, корпус. Он плоскодонный, с заметной погибелью палубы. Нижняя верхняя палуба обычно шире самого корпуса, по крайней мере, в его носовой части, хотя и не у всех пароходов такое наблюдалось. Высота борта и осадка совсем небольшая, так что плавать такие пароходы могли буквально «по росе». Получается, что изготовление такого корпуса особого мастерства не требовало. Материал использовался самый разный – и дерево, и металл (на более поздних пароходах). По сути дела, корпус «парохода Тома Сойера» представлял собой самый настоящий… понтон, на который устанавливались и все надстройки, и всё его оборудование.

Как правило, пароходы эти были двух типов: с одним колесом сзади и двумя колесами по бортам. Первых было больше, но сами они были меньше. А вторые были огромными посудинами, настоящими плавучими дворцами, о которых здесь будет отдельный рассказ. Ну а одноколесники были попроще, самого разного размера, причем и двух-, и трехпалубные.


Типичный трехпалубный заднеколесник. Нижняя палуба техническая для установки паровых котлов и двух паровых машин. Вторая и третья палубы пассажирские разной классности.

Двухпалубный пароход. Река на территории Монтана, 1870 г.

Совсем маленький двухпалубный пароходик

А это схематический план одного такого парохода 1898 года
Работу паровых машин, располагавшихся на корме, обеспечивали котлы в носовой части судна. Котлов могло быть и два, и три, и пять, шесть. Котлы были огнетрубные с противотоком горячих газов, то есть дверцы топок находились под дымовой трубой, причем обычно они были обращены к носу, чтобы дувший в нос ветер помогал горению. В ночи пламя, вырывавшееся из открываемых топок и ярко освещавшее палубу, позволяло увидеть приближающийся пароход издали. Дымоходы к трубам были устроены так, что дым в них поступал сразу изо всех котлов, если их были три, но если только два, то и дымоходов обычно было два. Выработанный пар поступал в паросборник, а от него по длинной трубе к паровым машинам. Машин всегда было две, но работали они на одно колесо, так что порча одной машины не могла лишить пароход хода.


Поперечная схема установка котлов и дымоходов на технической палубе парохода

Продольная схема установки паровых котлов и паровых машин

А вот это схема устройства парохода «Мариевилль». На нем хорошо видны все его палубы: нижняя, отданная под механизмы и дрова, вторая, на которой было оборудовано 16 двух- и одноместных кают, имевших, как и в английских железнодорожных вагонах, по две двери: наружную дверь и в коридор. В самой верхней надстройке также размещалось 16 кают. Возможно, что какую-то их часть занимал экипаж парохода.

На пассажирской палубе всегда были очень красивые поручни!

Ресторан на большом пароходе с гнутыми венскими стульями

Капитанская рубка с прямо-таки огромным штурвальным колесом. От него тросы шли к двум или четырем рулям на корме, которые устанавливались перед гребным колесом

Вид на рубку снаружи

Рубка парохода «Грейт рипаблик»

А вот это сборная модель «парохода Тома Сойера» из детевянных деталей одной из итальянских фирм, явно выпущенная на основе чертежей из польского журнала. И вроде бы все хорошо, но… погиб корпуса есть, но где соответствующая погибь палуб, причем как продольная, так и поперечная? То есть, упрощена она до предела, достаточно сравнить ее с тем же пароходом «Мариевилль»…
Впрочем, сделать такую модель совсем несложно и самому. Например, корпус… Вот он перед вами на нижней фотографии. Центральная часть склеена из бумаги и картона, нос и корма вылеплены из пластилина. Остается сделать бортики из пластилина. Смазать всё это маслом, подержать пару часов в холодильнике, после чего залить горячим парафином.


Заготовка корпуса из картона, бумаги и пластилина, покрашенная нитроэмалью и приклеенная на деревянный брусок
Корпус по парафиновой матрице выклеивается из папье-маше (размоченной в воде газетной бумаги), после чего укрепляется поперечными распорками и оклеивается «досками» — полосками шпона или же рейками толщиной 1,5–2 мм. Учтите, что погиби на нем нет, и ее нужно будет подрезать либо модельным ножом, либо сточить наждачной бумагой.


Строительство пароходов на верфи
Но вот если вам пришелся по душе именно пароход «Мариевилль», то тут корпус можно сделать значительно проще – из липовых ламелей толщиной 1,5-2 мм. Первой по чертежу в нужном масштабе (в масштабе 1:100 длина корпуса будет равна 37 см) нужно будет вырезать продольную переборку. См. фото внизу…


Основные проекции модели парохода «Мариевилль»

Продольная переборка
Затем вырезать днище — самая короткая часть на теоретическом чертеже справа вверху, и палубу — самая широкая и длинная часть на этом же чертеже. Понятно, что высота продольной переборки должна учитывать толщину ламелей днища и палубы! Для простоты и облегчения работы и днище, и палубу можно разрезать пополам, а переборку вклеить уже между ними!


Продольная переборка, вклеенная между деталями днища

А это она же, плюс рядом готовая к установке на нее верхняя палуба
Ну, а как там дальше, будет в следующий раз.

Продолжение следует…
  • В. Шпаковский

0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт edinstvo-news.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК