Перспективы развития ВКС РФ. Самолеты РЭБ
С момента появления первого в мире полноценного самолета РЭБ, а случилось это в 1951 году, прошло достаточно много времени. Первым самолетом стал Douglas A-1 Skyraider, получивший название AD-1Q Skyraider. Потом были модификации с другими буквами, главное не в буквах, а в сути.
Палубный штурмовик, который прослужил довольно долго и был отправлен в отставку, когда в небе вовсю хозяйничали реактивные самолеты, оказался очень ценной штукой. Его фюзеляж вполне мог вместить четырех человек: летчика, штурмана и двух операторов. Было, как говорится, в тесноте, но не в обиде.
Самолет использовали довольно разнообразно, вообще A-1 Skyraider сменил много ролей в своей службе, был в том числе и самолетом радиолокационной разведки, и постановщиком помех, всё зависело от того, какое оборудование подвешивалось под крылья. Пушки (4 х 20-мм) с боекомплектом снимались, а по весу это практически полторы тонны, так что было что разместить вместо них.
Так началась история авиации РЭБ. И она продолжается и по сей день, но, увы, Россия сегодня не на передовых ролях. Впрочем, оставим пока историю и перенесемся на 70 лет вперед, чтобы посмотреть на современный расклад. Кто кого и чем давит, так сказать.
Сегодня мы берем к рассмотрению исключительно самолеты РЭБ, о их собратьях из радиоэлектронной разведки мы поговорим отдельно.
Итак, специализированные самолеты РЭБ у ВКС РФ есть. Целых три. Это небезызвестный и очень хорошо в свое время расхваленный прессой Ил-22ПП. Созданный на базе Ил-18, точнее, переоборудованный из взятых с хранения Ил-18.
Что же заставило так поступить и заказчиков, и исполнителей: установить комплекс современного оборудования на самолет, возраст которого приближается к 35 годам? Всё просто: ни один из имеющихся современных самолетов не удовлетворил требованиям по летным характеристикам, прежде всего по продолжительности полета. И это — основная причина, по которой с хранения вытаскивались старые Ил-18, латались-ремонтировались и таким образом получались Ил-22ПП.
Даже если комплекс РЭБ «Порубщик» просто прекрасен, платформа, на которую его устанавливают, не внушает доверия. «Красавица и чудовище» как есть. Но, увы, другой платформы просто нет. Поэтому пока все выглядит так. Ил-22ПП прошел все испытания, принят на вооружение, но все, на что оказались способны наши авиастроители, – три самолета за 10 лет.
Но специалисты говорят, что даже отремонтированный напрочь Ил-18, который Ил-22, не прослужит больше десяти лет. То есть уже сегодня эксплуатация этих самолетов под сомнением.
Так что можно считать, что Ил-22ПП существует на бумаге, хотя самолет реально прошел все виды испытаний и, возможно, даже применялся в бою, хотя сведений об этом нет.
Среди потенциальных целей «Порубщика» назывались самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AWACS), радиотехнические средства комплексов ПВО типа Patriot и каналы управления военными беспилотниками. Воздействие такого комплекса РЭБ на сетецентрические системы управления современных армий, остро зависимые от стабильности большого числа каналов связи, трудно переоценить.
И здесь стоит вопрос возможности применения.
Давайте представим теоретическую схему применения Ил-22ПП в боевых условиях. Прикрыть группу своих самолетов, например, Су-34, он не сможет. Слишком тихоходный. «Висеть» на некотором удалении от района работы? Кто ему позволит? Здесь достаточно вспомнить трагедию брянского эксперимента, когда вертолеты РЭБ должны были оказывать поддержку самолетам. И чем все закончилось? Сперва украинцы сбили вертолеты, а потом и самолеты.
Вообще практика «висения» над (или около) полем боя ради прикрытия своих частей, по мнению Александра Покрышкина (который кое-что смыслил в тактике воздушного боя), была порочной уже в 1942 году. И абсолютно так же она порочна и сегодня, ибо делает из самолета стоимостью в десятки или сотни миллионов долларов хорошую мишень. Сегодня зенитные комплексы отправляют свои ракеты на 200+ км, потому такая неоправданная «тусовка» самолета РЭБ закончится очень быстро.
Сегодня вся проблема в том, что пучок моделированных радиоволн, именуемый помехой, и ракета летят примерно на одно расстояние. Ну а кто там кого — это вопрос.
Давайте посмотрим, что там у… да, у американцев?
А у них там очень интересные события развиваются. Всем известно, что армия и флот там сами себе всё придумывают. Так вот, в армии у них есть самолёт РЭБ. И размерами, и весом он примерно в одной весовой категории с нашим Ил-22.
EC-130H Compass Call
Да, самолет из той же эпохи, что и Ил-18, выпускались практически в одни годы, и ЛТХ у них приблизительно одинаковые, что неудивительно. И из выпущенных 14 машин в строю ВВС США осталось 4 (четыре) самолета. Да и те после участия в операциях с Ираком на ладан дышат.
И вот тут интересно, а что американцы собираются дать своим ВВС в плане самолета поддержки/РЭБ? Может, на базе «Боинга»-737? 747?
Не угадали. Конкурс выиграл бизнес-джет Gulfstream G550. 14 ноября 2023 года командование ВВС США приняло такое решение и присвоило новой платформе Compass Call обозначение EA-37B.

А меж тем «Гольфстрим» G550 в три с половиной раза легче «Геркулеса», в два с лишним раза меньше, и всё в таком духе.
А что у нас в морской авиации? Ну, там всё хорошо известно, там у нас Boeing EA-18G Growler. Хорошо известный и отлично себя зарекомендовавший за неполные 20 лет службы.

Чем так силен этот самолет, который можно считать лучшим самолетом РЭБ в мире на сегодняшний день? Тем, что он нормально так интегрирован в структуру эскадрильи палубной авиации. Это практически такой же F/A-18, как и те, что взлетают с бомбами и ракетами, просто у него нагрузка совсем другая. Но: летит на такой же (и даже чуть больше) скорости, что и штатные истребители-штурмовики типа «Шершень», забирается на такую же высоту и дальность у него абсолютно такая же.
То есть, EA-18G Growler представляет собой полноценный такой самолет поддержки палубной эскадрильи, который способен лететь рядом/чуть в стороне и своими действиями устранять проблемы на пути этой эскадрильи.
И у него для этого есть полный набор:
- комплекс постановки помех ALQ-99 в подвесных контейнерах с индивидуальным питанием. Комплекс, конечно, мягко говоря, не новый, не без недостатков, но проверенный временем и модернизированный по мере возможности;
- комплекс РЭБ ALQ-218(V)2. Это серьезная штука, это пассивный комплекс обнаружения всего, что шевелится в эфире. Обнаруженное излучение обрабатывается, определяется, и по его адресу летит либо сгенерированная персональная помеха, либо противорадиолокационная ракета AGM-88 HARM;
- станция РЭБ для подавления РЛС LR-700. Это если ракету не хочется тратить;
- буксируемая станция помех AN/ALE-50 или AN/ALE-55 на оптоволокне;
Ну и, естественно, широкий ассортимент ловушек, обманок и прочих полезных вещей.
В целом очень хороший набор. И в операциях в Ливии и Ираке Growler показал, что если он и не годен против С-300, то вот «Кроталь» и «Оса» для него семечки.
Мы отставим в сторону старый Ил-18, мы не станем даже рассматривать кандидатуру Ил-76, потому что печальный опыт А-50 уже показал, что такой самолет на современном театре военных действий – ни о чем, в первую очередь из-за своих размеров, скорости и маневренности. А то, что он может висеть по 8-10 часов, так это сегодня никому и не нужно.
К сожалению, носителей типа «Гольфстрима» у нас мало того, что нет, так еще и не предвидится в обозримом будущем. Конечно, есть вариант — попробовать купить у «друзей» по БРИКС, бразильцев, что-то типа Embraer ERJ 145, на базе которого они создали свой самолет ДРЛОиУ Embraer R-99 (EMB-145 AEW&C).
Вполне подойдет самолет, по всем параметрам. Вопрос только в том, не задушат ли американские «партнеры» такую сделку, да и определенные сложности присутствуют: тут надо практически перекомпоновывать весь самолет, а для этого его нужно знать. То есть покупать и лицензию на производство, а это накладно.
Требовать от нашего авиапрома быстро-немедленно-срочно все-таки поднять на крыло что-то из того, что могло бы стать платформой для самолета РЭБ… Ну так себе эксперимент.
Потому не будем сотрясать воздух требованиями запилить в кратчайшие сроки такой самолет, это нереально. И давайте будем отталкиваться от реалий, то есть возьмем и приспособим то, что есть. Так, как приспособили Ил-18, только возьмем не музейное.
И раз у нас сейчас нет самолетов, подобных Ил-18, и в ближайшие лет 15–20 не появится (тут дай бог то, что есть, в небо выпихнуть, потому что все эти «Суперджеты» и МС-21 импортозамещенно летать явно не хотят), то стоит посмотреть на практику американской морской авиации.
У нас есть две просто шикарные платформы, на которых вполне реально можно создать самолет РЭБ.
Первый — это, конечно, Су-30. Он двухместный, что не ставит вопрос размещения оператора. Он, как и все «Сушки», обладает просто потрясающим боевым радиусом. Ну и плюс запас топлива у Су-30 во внутренних баках примерно такой же, как у F/A-18 с ТРЕМЯ подвесными топливными баками. И только если подвесить четвертый, то F/A-18 немного превосходит по этому показателю.
Но вот так взять и убрать 4 из 11 узлов подвески… Это по нашим временам роскошь непозволительная. Так что тут американец сильно уступает.
А Су-30 тащит на своих 12 узлах до 8 000 кг различного вооружения, но есть такая хитрая штука, как РЛЭ — руководство по летной эксплуатации, так вот там написано, что если очень нужно, то 30-й утащит и 10 000 кг. Но без высшего пилотажа. В спокойном режиме. То есть, запас по весу есть.
Что касается прорвы электроэнергии, то тут тоже всё нормально: давно уже все перешли на независимое питание: в каждом контейнере с аппаратурой есть свой генератор, который вращает крыльчатка от набегающего потока воздуха.
12 узлов подвески – есть где разбежаться. 2 узла на ракеты «воздух-воздух», на всякий случай, 4 узла для Х-58УШКЭ (очень хорошее творение вышло у корпорации «Тактическое ракетное вооружение»), а еще 6 – для чего угодно. Дополнительная РЛС, постановщики помех, да всё, что угодно.
Если смотреть на ЕА-18 и иметь в виду Су-30 – вопрос спорный, конечно, но мне кажется, что на базе Су-30 получится самолет РЭБ, который будет превосходить американца по многим летным показателям. В плане боевых – вопрос к производителям оборудования, но почему-то есть уверенность в том, что корпорация «КРЭТ» в целом и КНИРТИ в частности смогут сделать так, что от русских «Гроулеров» будет шарахаться все летающее и ползающее.
И есть еще Су-34. Несколько больше в размерах, немного дальше летает и тоже способен выполнять функции самолета РЭБ. Но здесь есть один момент, который несколько снижает эффективность такого процесса. Су-30 может запросто заменить Су-35, а вот как бомбардировщик Су-34 заменить нечем.
Так что Су-30 смотрится предпочтительнее. Вот первая составляющая перспективного развития авиации РЭБ ВКС РФ. База, так сказать.
Вторая составляющая – это чем оснащать.

Есть очень хороший и довольно новый комплекс «Витебск», предназначенный для защиты самолётов и вертолётов от зенитных ракет с радиолокационными и тепловыми головками наведения. Учитывая, что он модульный, то есть его части уже устанавливались на различные модели самолетов и вертолетов, больших проблем быть не должно. Комплекс эффективный.
Если бы можно было решить проблемы аэродинамики антенн комплекса «Рычаг», которой оснащаются вертолеты (именно потому, что с их скоростями аэродинамика не важна), или разработать новые излучатели, это было бы хорошее дополнение к «Витебску».
В Л187А «Рычаг» реализованы практически все достигнутые на сегодня инновационные технические решения в области РЭБ: широкополосные активные многолучевые антенные решетки, цифровые устройства записи и воспроизведения сигналов, адаптивные системы управления на основе многопроцессорных вычислительных средств и программируемых многоканальных коммутаторов. Несмотря на то, что база у «Рычага» откровенно советская, но кардинально улучшенная за счет использования цифровых методов обработки сигналов и заменой элементной базы на современную.
Вариантом не хуже могло бы стать доведение-таки до кондиции комплекса РЭБ «Гималаи», который с 2014 года находится в стадии испытаний и доводки.
«Гималаи» разрабатывался под ПАК ФА, который уже стал Су-57, но вот насколько готов комплекс – вопрос. Открытых данных по комплексу нет, поэтому придумывать ничего лишнего не станем, равно как сразу ответим на вопрос по поводу комплекса «Хибины».
Комплекс «Хибины» откровенно устарел, критику в его адрес можно найти в телеграм-каналах довольно в приличных количествах, в целом к нему много претензий. Логично, комплекс разрабатывался с конца 70-х годов прошлого века и «в металле» был представлен в 1990 году. С тех пор многое в мире поменялось, и хоть «Хибины» прошел много модернизаций, ракеты, которые он должен сводить с ума, тоже изрядно так поумнели.
Вообще, что должно входить в состав РЭБ-комплекса такого самолета?
1. Пеленгатор пуска ракет. Оптико-электронный прибор, который обнаруживает старт ракеты по ее тепловому следу в инфракрасном или ультрафиолетовом излучении.
2. Аппаратура обнаружения лазерного и радиолокационного облучения вместе с блоками анализа отвечают за различение работы РЛС и РЛГСН, далее следуют различные методы борьбы: на РЛС пойдет противорадиолокационная ракета, а на головку самонаведения ракеты отправится сгенерированная или взятая из блоков памяти помеха.
3. Лазерная станция оптико-электронного подавления. Это как раз против ракет с лазерной ГСН. Да, сейчас такие ракеты встречаются очень нечасто, но и станция не занимает много места. Кроме того, ЛСОЭП вполне успешно может применяться против ракет с ИКГСН.
4. Станции активных радиолокационных помех. С блоками памяти, куда закладываются данные о всевозможных сигналах и матрицы генерирования помех. То есть современные технологии позволяют в течение долей секунды после принятия сигнала об облучении самолета определить не только источник сигнала и направление на него, но и, сопоставив с базой данных, извлечь из нее наиболее эффективную помеху и отправить на станцию постановки помех для генерации и излучения в заданном направлении.
Вообще таких станций может быть не одна, работать могут в разных частотных диапазонах, на разных направлениях и так далее.
5. Буксируемая станция постановки помех. Американцы очень активно используют свои СПН такого типа, прикрывая группу самолетов при отходе от цели. СПН закрывает самолеты от РЛС противника, мешая обнаружению и наведению. Правда, стоит отметить, что вдогонку по курсу более эффективно применять ракеты с тепловыми ГСН.
6. Контейнеры отстрела тепловых и радиоэлектронных ловушек. Этого добра никогда не бывает много, и хоть каждый нормальный самолет ими оснащается, вопрос количества.
В целом получается образ самолета, схожего с EA-18G, который предназначен для ведения радиотехнической разведки, постановки помех РЛС и системам связи противника, уничтожения РЛС противорадиолокационными ракетами. Комплекс бортовой аппаратуры такого самолета позволяет идентифицировать и пеленговать источники электромагнитного излучения, а затем отрабатывать по ним помехами или ракетами. Еще одним очень полезным моментом будет являться сетецентричность самолета, то есть взаимодействие с другими самолетами и выдача им целеуказаний.
И, конечно же, современные терминалы спутниковой связи для обеспечения взаимодействия во время активного глушения. У американцев, кстати, на ЕА-6 «Проулер», предшественнике ЕА-18, были очень большие проблемы именно в этом плане: как только «Проулеры» включали свои системы РЭБ, они просто переставали существовать для всего остального мира, потому что их комплексы подавления в первую очередь вырубали свою связь.
А так как ради экономии на ЕА-18 установили низкочастотные передатчики AN/ALQ-99, разработанные для самолетов «Проулер» (не смейтесь, но в них используются ламповая элементная база, а антенны снабжены механическими приводами), то и проблемы со связью ЕА-18 унаследовали автоматически.
AN/ALQ-99
Американцы сыграли красиво, разработав и установив систему INCANS (Interference CANcellation System), обеспечивающей устойчивую УКВ связь экипажа «Гроулера» при включенной аппаратуре постановки помех, а затем добавили спутниковую систему связи MATT (Multi-mission Advanced Tactical Terminal), с помощью которых решают все проблемы со связью и передачей информации.
Альтернативы?
О, американцы рассмотрели просто кучу альтернативных вариантов (27 штук), от переоборудования бизнес-джетов (25–30 миллионов долларов за штуку) и до В-52 (82 миллиона долларов) через варианты с F-35 и F-22. Самым дешевым оказался вариант с модификацией высотного БПЛА типа Global Hawk с четырьмя БПЛА-камикадзе, способными уничтожать РЛС. Такой вариант с постройкой «с нуля» обошелся бы «всего» в 20 миллионов долларов.
На самом деле — вариант вполне, потому что БПЛА с 5-10 кг взрывчатки, припорхавший в зеркало любой РЛС, гарантированно выведет ее из строя.
В общем, американцы рассмотрели множество вариантов и решили остановиться на переоборудовании бизнес-джетов для сухопутных войск и EA-18 для морской авиации с дальнейшими модернизациями.
У нас всё проще: стратегических БПЛА нет и пока не предвидится, бизнес-джетов нет и не предвидится, транспортных или пассажирских самолетов, которые можно было бы переоборудовать, тоже нет.
У китайцев схожие проблемы, потому они мучить себя не стали и создали J-16D, весьма неплохой самолет РЭБ. На базе Су-30МК2. Да, всё, что хотели, с первого раза не воткнули, пришлось убрать ОЛС и пушку, зато на свободное место встало всё, о чем просили военные.
Хороший путь, почему нам не пройти по нему? Ведь лучше иметь самолеты РЭБ в авиасоединениях, чем их не иметь. Три этих древних Ил-22ПП в масштабах ВКС РФ – ну это ноль. У американцев одних «Гроулеров» больше сотни, плюс еще вторым сортом пойдут отправленные на хранение «Проулеры» числом тоже больше сотни. И тут будет понятно, что лучше старый «Проулер», чем ничего. Причем станет понятно на своей шкуре, как это было с беспилотниками.
По иронии, история сделала своего рода круг: в конце 1980-х — начале 1990-х годов двухместный самолет Су-30М (созданный на основе двухместного истребителя ПВО Су-30/Су-27ПУ) планировался к принятию на вооружение ВВС СССР в качестве специализированного самолета РЭБ и подавления ПВО противника (SEAD) для замены самолета МиГ-25БМ.
Новое — хорошо забытое старое.
Итого: при всем богатстве выбора у американцев, у нас есть только один путь: китайский, то есть самолет на базе Су-30. Путь сам по себе неплох, Су-30 – достойный самолет, а к нему есть что подвесить под крылья. Остальное исключительно в ведении «КРЭТ». Но будущие конфликты сегодня нереально представить без таких самолетов.
- Роман Скоморохов
- pinterest.com, airbase.ru, airwar.ru, mil.ru
- Перспективы развития ВКС РФ. Самолеты ДРЛОиУ
Перспективы развития ВКС РФ. Штурмовая авиация
Обсудим?
Смотрите также: