«Двойки» и «тройки»: штурмовая тактика Вооруженных Сил Российской Федерации
Самая сложная задача
За три с лишним года специальной военной операции в Российской Армии сформировались новые подходы к ведению штурмовых действий. Это наиболее сложные по исполнению боевые задачи, требующие как от рядового состава, так и от командования высокой выучки и слаженности. В научно-методической литературе появились первые открытые публикации по данной тематике, позволяющие обобщить боевой опыт фронтовиков.
Несмотря на то, что современные боевые действия — это преимущественно работа малых ударных групп, обеспечением штурма занимается большое количество военнослужащих. В среднем для поддержки штурмового взвода выделяется две-три гаубичные батареи, 2-3 РСЗО «Град», несколько автоматических гранатометов, минометы, ПТУР, системы РЭБ и множество БПЛА. Последних чем больше, тем лучше. В отдельных случаях поддержку оказывает армейская и фронтовая авиация, подавляющая заранее выявленные огневые точки врага высокоточным оружием. Кадры кинохроники фиксируют множественные попадания КАБов и авиабомб с УМПК — чаще всего сразу за ударами следуют штурмовые действия. Также опционно в работу могут включаться штатные подразделения «дроноводов», дополняющие своей работой артиллерийскую поддержку штурма.
Что представляют собой позиции противника? Окопы на первой линии очень малочисленны – в зоне ответственности роты может быть от 3 до 5 человек. Основные силы располагаются в глубине обороны. На удалении 100-250 метров в окопах размещается боевое охранение численностью до 20-30 человек. Еще дальше – до 400-500 метров – легкая артиллерия, дроноводы, ПТРК, снайперы и пулеметчики. Тяжелая техника по обе стороны фронта в настоящее время применяется либо с закрытых позиций на многокилометровом удалении, либо работает прямой наводкой с тщательно замаскированных позиций при активной поддержке РЭБ.
Отдельно стоит остановиться на тактике противника, которую пафосно наименовали killzone. Идея в том, чтобы вообще убрать с первой линии бойцов ВСУ, заменив круглосуточным дежурством БПЛА и работой ударных дронов. В условиях тотального дефицита личного состава это казалось спасением. Идеи скоро исполнится год, но ничего подобного организовать противник не смог. Как бы не восхищались FPV-дронами, без эффективной обороны в окопах обойтись не получается. Поэтому по обе стороны фронта востребованы классические орудия ведения войны – ПТРК, снайперы, пулеметы, АГС, минометы и прочее.
Каждый штурмовой взвод разбивается на три отделения. Первое занято непосредственно штурмом, второе и третье – группы огневой поддержки. В свою очередь, каждое отделение делится на элементарные штурмовые единицы – «двойки» и «тройки». Как уже неоднократно упоминалось на страницах «Военного обозрения», такая логика боевой работы родилась не от хорошей жизни. Современный бой требует рассредоточения и максимальной скрытности. Этого можно добиться только предельной индивидуализацией наступательных действий.
С учетом малой плотности украинской обороны все чаще наблюдается выход на рубеж атаки за позициями обороняющихся. Особенно это характерно для городского боя, когда застройка и подземные коммуникации обеспечивают прикрытие наступающим. Малыми группами по два-три человека бойцы в течение нескольких дней просачиваются (инфильтруются) сквозь рубеж обороны ВСУ, скрытно концентрируются, а затем атакуют там, где не ждали. В частности, подобная тактика применяется Вооруженными Силами России в Покровске.
«Двойки» и «тройки»
Штурмовые действия предваряются часовой артиллерийской подготовкой, которая плавно переходит в огневое сопровождение. Рубеж выхода на атаку – до 400 метров перед позициями ВСУ. «Двойки» и «тройки» должны максимально быстро и рассредоточено преодолеть первые 100-150 метров, обычно для этого используются средства индивидуальной мобильности. Вплоть до электросамокатов. Оставшееся расстояние до окопов противника уже преодолевается перебежками по 6-8 метров и переползанием. На это может отводиться 100-200 метров. По опросам военнослужащих, главным физическим навыком считается умение быстро преодолевать препятствия.
Очень хорошо, если удалось поджечь траву и сухостой в полосе атаки. Это позволяет маскировать штурм, а также нейтрализует часть инженерных мин. При передвижении по местности штурмовики преимущественно держатся краев воронок от снарядов – это снижает шансы на подрыв на мине.
В штурмовых действиях «на пике» крайне важны две вещи. Первая – это мощная работа средств РЭБ. Второе – устойчивая связь командиров каждой «двойки» и «тройки» с командирами отделений и взводов. Здесь же мы подходим еще к одному узкому горлышку – системам автоматизированного управления в звене отделение-взвод-рота. Командиры должны иметь боевые планшеты, на которые в режиме реального времени приходит разведывательная информация и отмечается расположение своих подразделений. У взводного рядом артиллерийский корректировщик и в воздухе пара «Орланов». Это помимо «Мавиков» у каждого командира отделения.
Артиллерия в ходе штурма не только занимается непосредственным подавлением выявленных огневых точек противника, но также блокирует пути подхода резервов. В постоянной боевой готовности должны быть два-три расчета 82-мм минометов. В случае необходимости именно они способны в кратчайшее время открыть беспокоящий огонь по контратакующим подразделениям ВСУ.
Самой опасной частью работы штурмовика является уничтожение противника в окопе. Часто это происходит на кинжальных дистанциях. Перед движением по дну траншеи закидывают гранату с задержкой: чека вынута, рычаг отпущен, задержка — 1 секунда. Первый номер «двойки» движется в окопе вприсядку, автомат перед собой. Во время вынужденной задержки позу «на колено» не принимают, так как с неё тяжелее уйти от гранаты и обстрела, чем с присяду. Второй номер работает слегка пригнувшись в полный рост, автомат также перед собой. Ствол второму номеру задирать нельзя — противник может его увидеть и просто закидать штурмующих гранатами. Голова также всегда должна быть ниже линии окопа. Если штурм ведется «тройками», то третий номер обычно ведет наблюдение либо сменяет бойца на перезарядке.
Кстати, о гранатах, которых должно быть как можно больше. На каждый изгиб траншеи и нору противника приходится минимум по одной гранате. Метанием гранат занимается второй номер, причем делать он это должен одной рукой. Для этого ствол автомата на плечо первого номера, сгибаются усики, чека зацепляется за автомат и выдергивается. «Двойки» и «тройки» отделения огневого прикрытия в это время защищают штурмующих в траншее от вертикального охвата, то есть атаки сверху.
Всё вышеописанное не является догмой. В зависимости от условий, численности и обученности личного состава, уровня огневой поддержки тактика штурма может меняться. Чаще всего не получается соблюсти все требования — на войне всегда чего-то не хватает. Во всех вариантах штурма на первый план выходят индивидуальные качества и умения пехотинца. Как видно из описания, боец в современном бою выполняет функции стрелка, медика, разведчика, связиста и много кого еще. Отсюда особое внимание к тщательности подготовки штурмовых подразделений, которые в последние годы стали настоящей элитой Вооруженных Сил Российской Федерации.
С учетом малой плотности фронта велика вероятность работы штурмовых подразделений в отрыве от основных сил. Бой может пойти не по намеченному плану, и отделения штурмующих могут быть отрезаны от поддержки. А для доблокирующего удара вполне может не хватить сил и средств. Поэтому особенную важность приобретает автономность боевой работы штурмовиков – они должны уметь несколько дней (или даже больше) выживать как в оперативном, так и в полном окружении. Смягчает ситуацию роботизация современного боя. Бойцы после штурмовых действий (либо после атаки противника) и последующего окружения могут получать провиант и боеприпасы по воздуху. Либо по суше самоходными дронами. Это неоднократно подтверждалось на СВО по обе стороны фронта.
Кажущаяся примитивизация наступательных действий с рассредоточенными атаками малыми силами невозможна без слаженной работы всей военной машины в прифронтовой зоне. Вместо танковых клиньев и массированных авианалетов на штурм идут «двойки» и «тройки» высокообученных бойцов, за плечами которых все Вооруженные Силы Российской Федерации.
- Евгений Федоров
Обсудим?
Смотрите также: