Структура фронтовой пропаганды нацистской Германии
Внимание! Данная статья носит исключительно информационный и образовательный характер. Она основана на исторических фактах, подтверждённых источниками, и не содержит пропаганды, оправдания или одобрения идеологии, политики, действий или символики Третьего рейха.
Из опыта истории известно, что война является не только сугубо вооружённым столкновением противостоящих сторон. Финальным этапом военных действий является не только физическое уничтожение вооружённых сил противника, но и установление психологической победы над ним. А потому стремление повлиять на вражеские войска средствами пропаганды, дезинформации и прочими видами информационно-психологического воздействия является неотъемлемой частью абсолютного большинства вооруженных конфликтов в мире.
Особое значение при военных действиях имеет эффективное применение психологического воздействия на противника, необходимость поколебать его веру в правоту защищаемых им идей и веру в будущую победу. В годы Второй мировой войны в нацистской Германии для этой цели был создан специальный аппарат, «ибо пропаганда, — считал Адольф Гитлер, — является тем же орудием борьбы, а в руках знатока этого дела — самым страшным из орудий».
В данной статье будет рассмотрен организационный механизм нацистской фронтовой пропаганды во время войны с Советским Союзом. Ведь именно в это время пропаганда врага достигла наибольшего размаха в своей структуре и разнообразия в своих методах. Понимание этого механизма необходимо для того, чтобы подробнее рассмотреть угрозу, с которой на информационном фронте сражались бойцы и сотрудники Главного политического управления Красной армии. Система пропаганды на оккупированных советских территориях выходит за рамки данной статьи и будет освещена в последующих статьях.
В 1938 году генерал Вильгельм Кейтель, являющийся представителем вермахта, и министр пропаганды Йозеф Геббельс от Имперского министерства народного просвещения и пропаганды (далее – Министерство пропаганды) заключили особое соглашение о пропагандистском обеспечении военных действий. В том же году в вермахте началось формирование первых четырёх специальных рот пропаганды. Начиная с оккупации области Судет (Чехословакия) в октябре 1938 года данная структура активно действовала во время всех операций вермахта.

Польша, гетто, 1941 год, немецкие солдаты роты пропаганды
Каждая такая рота состояла из отделения водителей, трёх взводов фронтового репортажа, взвода громкоговорящих установок, рабочей группы и обоза. Каждый из взводов фронтового репортажа подразделялся на отделения: текстового репортажа, фоторепортажа, кинорепортажа и радиорепортажа. Взвод громкоговорящих установок располагал тремя автомашинами, на которые были вмонтированы установки для устных передач, с автомашиной и киноустановкой для демонстрации фильмов.
В роты пропаганды производился отбор репортёров. Кандидатов обучали особенностям ведения репортажей с места боевых действий. Для этой работы необходимо было также понимание специфики боевых действий, чтобы правильным образом рассказать читателям об определенном батальоне или полке, к которым их могли прикомандировать. Курсанты, прошедшие обучение, сдавали обязательный экзамен перед отправкой на фронт. Кандидатуру каждого командира роты пропаганды утверждал лично министр пропаганды Й. Геббельс.

Кинооператор роты пропаганды снимает колонну советских военнопленных
Главный центр подготовки рот пропаганды вермахта находился в Потсдаме, кроме того, здесь же располагался и центр проявки пленки кинофильмов. Именно в этом городе донесения и репортажи из рот пропаганды тщательно проверялись представителями Министерства пропаганды.
Также необходимо сказать об организации работы рот пропаганды. Данные формирования подчинялись созданному 1 апреля 1939 г. Отделу пропаганды при Верховном командовании вермахта (ОКВ). Отдел возглавил полковник Хассо фон Ведель. Некоторое время после создания роты пропаганды входили в состав войск связи, были частями армейского подчинения и в хозяйственном плане относились к полку связи. Далее, приказом от 25 января 1943 года они были выделены в отдельный род войск со своим штабом.

Полковник Хассо фон Ведель
В функции данного отдела входила разработка плана пропагандистского обеспечения каждой военной операции в тесном взаимодействии с оперативным отделом штаба ОКВ. Обычно план состоял из трёх разделов: 1) освещение подготовительных работ; 2) пропагандистские мероприятия во время проведения операции; 3) деятельность, которую необходимо было осуществлять после окончания военной операции, в частности — работу с населением захваченных территорий.
Каждый такой план составлялся в виде документа, о котором начальник штаба ОКВ докладывал Гитлеру. После утверждения последним он доводился до Й. Геббельса и его министерства. Необходимо упомянуть, что для согласования действий между Министерством пропаганды, Имперским министерством оккупированных восточных территорий (далее – Восточное министерство) и Отделом пропаганды при ОКВ существовали выделенные для этой цели офицеры связи из аппарата Отдела.
Работа сотрудников роты пропаганды. Франция, 1940 год
В состав сотрудников Отдела пропаганды ОКВ вошли и представители русской эмиграции. Подотдел активной пропаганды возглавил офицер по ведению психологической войны, полковник, доктор Альбрехт Блау. В марте 1942 года отдел активной пропаганды был разделён на две группы: группа «на Запад» и «на Восток» (т. е. на территории СССР). Группу «на Восток» возглавил помощник А. Блау Николаус фон Гроте, балтийский немец, ранее служивший в царской армии.
Роты пропаганды на восточном фронте выполняли следующие задачи:
1) предоставление пропагандистского материала для средств массовой информации Германии и её союзников;
2) проведение агитации непосредственно в частях и соединениях вермахта;
3) ведение психологической войны против регулярных частей Красной армии;
4) контроль пропаганды для населения оккупированной территории.
Командир роты подчинялся начальнику штаба армии и обязан был тесно взаимодействовать с отделами Ic (читать как «один ц», разведывательный отдел в сухопутных войсках вермахта). В период отсутствия военных действий роты пропаганды считались моторизированным подразделением вермахта. В 1939 году были созданы роты пропаганды в вооруженных воздушных силах Германии (Люфтваффе). Каждой полевой армии, танковой группе, воздушному флоту выделялось по одной роте пропаганды. При этом они не сопровождали войска постоянно. Войска рот пропаганды направлялись на тот или иной участок фронта по мере необходимости, после чего возвращались обратно, пока нужда в них не возникнет снова.
Для налаживания хорошей постановки устной и печатной пропаганды необходимо было обеспечить присутствие служащих рот пропаганды в наиболее интересных местах продвижения и боя. Мотоциклисты рот пропаганды имели особые удостоверения от начальников штаба мотомеханизированных групп. В состав рот пропаганды входили военные журналисты, фото-, кино- и радиорепортёры, персонал по обслуживанию радиоавтомобилей и киноустановок, специалисты по изданию и распространению различной литературы, плакатов, листовок, сотрудники фронтовых газет.





В распоряжении радиокорреспондента имелся автомобиль с монтированной на нём аппаратурой для наигрывания граммофонных пластинок. Радиокорреспонденты, назначенные в авиацию и военно-морской флот, располагали небольшими магнитофонными аппаратами, легко переносимыми с места на место. Радиокорреспондент с техником работали всегда на передовых линиях фронта. В то время как корреспондент говорил, техник следил за работой аппарата. Наговоренные пластинки и магнитофонные ленты экстренно передавались по большому телефонному кабелю в Берлин.

Репортёр роты пропаганды записывает радиорепортаж. Лондон, 1940 год
- Иван Фёдоров
Обсудим?
Смотрите также: