Древние иберийские сланцевые таблички могут быть генеалогическими записями
Исследование, опубликованное в European Journal of Archaeology профессором Катиной Лиллиос и ее коллегами, предоставило статистическую оценку, которая может свидетельствовать о том, что гравированные сланцевые таблички позднего неолита и медного века на иберийских островах (3200–2200 гг. до н. э.) могли быть одной из самых ранних невербальных форм записи родословной.
Используя статистический анализ ряда факторов, включая географию, дизайн таблички и размер гробницы, они предполагают, что эти таблички могли служить генеалогическими записями о происхождении человека и его связи с важным предком.
Гравированные каменные или сланцевые таблички были найдены в различных могилах и гробницах на Пиренейском полуострове с 1800-х годов. Эти таблички обычно представляют собой предметы размером с ладонь, на которых выгравированы тонкие геометрические узоры. На сегодняшний день около 1626 таких табличек были найдены в известных местах.
Многие выдвигали теории о назначении табличек, включая одну из самых ранних интерпретаций, выдвинутую португальским историком и врачом Аугусто Филиппе Симоешем (1835–1884). Симоеш предположил, что эти таблички использовались как амулеты, эмблемы, знаки отличия и культовые предметы. Другая популярная теория заключается в том, что таблички представляют Богинь-Матерей или их предков.
Однако тот факт, что только около 4% бляшек имеют какую-либо форму «глаз» или «носа», делает эту теорию менее вероятной.
Другая теория утверждает, что доски были сделаны детьми, пытающимися изобразить сов. Однако эта теория также терпит неудачу из-за отсутствия совьих черт, таких как клювы или глаза (также всего 4%). Кроме того, поскольку дети составляют самую большую демографическую группу большинства исторических обществ, если бы это были совиные доски, сделанные детьми, было бы логично, что они были более распространены.
Существует последняя теория, которая утверждает, что эти доски могли быть генеалогическими записями, подобно тому, как геральдические эмблемы обозначают происхождение человека, как и таблички. Для профессора Лиллиоса искрой, которая привела к этой гипотезе, стала одна особенно уникальная табличка: «Если в этом исследовании и была какая-то настоящая искра, то это было изучение одной конкретной таблички в Геологическом музее Лиссабона в 2003 году. Это была табличка с гравюрами на двух сторонах; на одной стороне было то, что выглядело как законченный черновик или эскиз, а на другой стороне была законченная табличка. Интересно, что на двух сторонах было разное количество горизонтальных линий; эти горизонтальные линии разделяют основание классической таблички. Это означало, что одна сторона была ошибкой (с неправильным числом линий приводки), а другая — исправлением. Это указало мне на то, что число горизонтальных линий было не просто эстетической особенностью (поскольку на черновике они казались равномерно распределенными), а чем-то, что нужно было сделать правильно. Ощущение того, что эта табличка действительно была ошибкой, требующей исправления, помогло мне обрести уверенность в необходимости продолжать проект и разработать гипотезу о том, что таблички фиксировали некую информацию, которая должна была быть записана правильно».
Профессор Лиллиос и ее коллеги проанализировали 657 классических бляшек, чтобы проверить эту гипотезу. Эти бляшки характеризовались наличием «верха», обычно украшенного перевернутыми буквами «V», лучами и воротниками. Эти бляшки также имели «основание», где различные мотивы (регистры) были расположены горизонтально, например, зигзаги, треугольники или елочки. Между «основанием» и «верхом» находилась полоса, иногда остававшаяся незаполненной или изображавшая небольшие треугольники или штрихи (короткие параллельные линии).
По мнению исследователей, базовый дизайн мог указывать на конкретную родословную или клан. В то же время количество регистров (строк мотивов) представляло генеалогическое расстояние от предка-основателя. Таким образом, человек, родившийся в «зигзагообразном клане» и находящийся на расстоянии четырех поколений от основателя этого клана, может иметь доску с четырьмя зигзагообразными регистрами в ее основании.
По мнению профессора Лиллиоса, эти узоры могли развиться естественным образом, прежде чем стать генеалогическими записями: «Мы не видим узоров на табличках, которые можно было бы обнаружить в гораздо более ранней материальной культуре, такой как керамика. Однако представляется возможным, что они были обнаружены на одежде или на телесной краске, что является распространенным способом выражения людьми своей индивидуальной или групповой идентичности, но который, очевидно, нечасто сохраняется».
Таким образом, вначале могли просто существовать семьи или родословные, с которыми ассоциировался определенный рисунок (клан треугольника, клан зигзага и т. д.), и со временем кто-то решил, что этими рисунками можно манипулировать, чтобы получать более точную информацию, во многом так же, как работает европейская геральдика.
Древние исследования ДНК не могли быть использованы для доказательства этих гипотез, поскольку большинство людей, похороненных со сланцами, не имеют достаточно хорошо сохранившихся скелетных останков. Вместо этого исследователи использовали статистический анализ, чтобы определить, существует ли связь между регистрами сланцев, географическим распределением и размером могилы.
Исследователи обнаружили корреляцию между количеством регистров и расстоянием от Алентежу (регион происхождения самых ранних сланцев). Это означает, что по мере того, как последующие поколения семей расходились из региона и удалялись все дальше, их количество регистров увеличивалось синхронно.
Кроме того, было обнаружено, что существует положительная корреляция между размером памятника/гробницы и количеством плит. Поскольку более крупные, более роскошные гробницы требовали больше труда для строительства, вполне вероятно, что люди, погребенные в этих гробницах, были из богатых или элитных семей. Исследователи обнаружили, что чем больше размер гробницы, тем больше людей с плитами было похоронено в ней, что предполагает, что таблички не только записывали генеалогическую родословную, но и генеалогическую родословную элиты.
«Тот факт, что не всем после смерти вручали мемориальную доску, говорит мне, что это было чем-то для избранной группы людей. Используя геральдику как полезный аналог, я думаю, что мы рассматриваем элиту того или иного рода, которая хотела управлять браками или имуществом или даже правом быть похороненной в коллективной могиле, чтобы сохранить свой статус или власть», - поясняет профессор Лиллиос. «Иногда я представляю, что эти коллективные гробницы были своего рода общественными архивами, к которым люди могли обращаться, когда нужно было принять важные решения».
Заглядывая вперед в будущих исследованиях, профессор Лиллиос надеется, что более нетронутая гробница поможет опровергнуть или подтвердить эту гипотезу: «Археогенетические исследования людей и табличек, захороненных вместе с ними, станут основным способом подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. Большая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключается в том, что эти гробницы являются коллективными гробницами, которые часто использовались в течение длительного периода времени, поэтому тела и предметы, помещенные в них, часто сильно потревожены. Но, возможно, в будущем можно будет найти относительно нетронутое место».
Обсудим?
Смотрите также: