Шимпанзе демонстрируют такие же сложные модели поведения, как и люди
Новое исследование предполагает, что фундаментальные способности, лежащие в основе человеческого языка и технологической культуры, могли развиться до того, как люди и обезьяны разделились миллионы лет назад. Результаты опубликованы в журнале PeerJ.
Многие формы человеческого поведения сложнее, чем у других животных, и включают в себя создание сложных последовательностей (например, разговорный язык или изготовление инструментов). Эти последовательности включают в себя способность организовывать поведение иерархическими фрагментами и понимать отношения между отдаленно разделенными элементами.
Например, даже относительно простые действия человека, такие как приготовление чая или кофе, требуют выполнения ряда отдельных действий в правильном порядке (например, вскипятить чайник, прежде чем вылить воду). Мы разбиваем такие задачи на решаемые части (например, вскипятить чайник, получить молоко и пакетик чая и т. д.), состоящие из отдельных действий (например, «схватить», «тянуть», «крутить», «налить»). Важно то, что мы можем разделить связанные действия по другим частям поведения (например, вам может потребоваться остановиться и убрать пролитое молоко, прежде чем продолжить). Неизвестно, является ли способность гибко организовывать поведение таким образом уникальной для людей или также присутствует у других приматов.
В этом новом исследовании ученые изучили действия диких шимпанзе — наших ближайших родственников — при использовании инструментов, и были ли они организованы в последовательности со схожими свойствами (а не в ряд простых, рефлекторно-подобных ответов). Исследование проводилось Оксфордским университетом в сотрудничестве с международными организациями Великобритании, США, Германии, Швейцарии и Японии.
В исследовании использовались данные из многолетней базы видеоматериалов, на которых запечатлены дикие шимпанзе в лесу Боссу, Гвинея, где шимпанзе были запечатлены раскалывающими орехи с твердой скорлупой с помощью молотка и наковальни. Это одно из самых сложных задокументированных естественных поведений использования инструментов у любого животного в дикой природе. Исследователи записали последовательности действий, выполняемых шимпанзе (например, захват ореха, передача через руки, размещение на наковальне и т. д.) — в общей сложности около 8260 действий для более чем 300 орехов.
Используя самые современные статистические модели, они обнаружили, что между последовательными действиями шимпанзе возникают связи, которые соответствуют тем, которые обнаружены в поведении человека. Половина взрослых шимпанзе, по-видимому, связывают действия, которые находятся гораздо дальше по последовательности, чем ожидалось, если действия просто связываются друг с другом одно за другим. Это дает еще одно доказательство того, что шимпанзе планируют последовательности действий, а затем корректируют свою производительность на лету.
Понимание того, как эти отношения возникают во время организации действия, станет следующей ключевой целью этого исследования, но это может включать в себя поведение, такое как шимпанзе, останавливающие последовательности, чтобы перенастроить инструменты перед продолжением, или подносящие несколько орехов к каменным орудиям, которые затем раскалываются в одной длинной последовательности. Это было бы еще одним доказательством технической гибкости, подобной человеческой.
Кроме того, результаты показывают, что большинство шимпанзе организуют действия подобно людям, посредством производства повторяющихся «кусков». Однако этот результат не был справедлив для каждого шимпанзе, и эта вариация между особями может означать, что эти стратегии организации поведения могут быть не универсальными в том смысле, в каком они универсальны для людей.
«Способность гибко организовывать отдельные действия в последовательности использования инструментов, вероятно, была ключом к глобальному успеху людей. Наши результаты показывают, что фундаментальные аспекты последовательного поведения человека могли развиться до последнего общего предка людей и шимпанзе, а затем могли быть дополнительно разработаны в ходе последующей эволюции гомининов», - сказал ведущий автор исследования Эллиот Ховард-Спинк.
«Возобновился интерес к совместной эволюции языка и использования каменных орудий в эволюции человека, и наше исследование вносит свой вклад в эту дискуссию. Хотя связь между нашими результатами и ранним использованием каменных орудий гомининами может быть установлена более легко, то, как это связано с эволюцией других сложных форм поведения, таких как язык, остается захватывающим направлением будущих исследований», - добавил соавтор исследования профессор Тибо Грубер.
«Все большее признание получает тот факт, что сохранение культурного поведения диких животных, например, использование каменных орудий у западноафриканских шимпанзе, должно быть включено в усилия по сохранению. Дикие шимпанзе и их культуры находятся под угрозой исчезновения, однако наша работа подчеркивает, как много мы еще можем узнать от наших ближайших родственников о нашей собственной эволюционной истории», - отметила соавтор исследования профессор Дора Биро.
Поскольку многие высшие приматы демонстрируют ловкое и техничное поведение в поисках пищи, вполне вероятно, что способность к этим сложным последовательностям является общей для всех видов обезьян. Для подтверждения этой теории необходимы дополнительные исследования, и это является ключевой целью для команды, которая движется вперед.
Исследователи также планируют изучить, как действия группируются в более высокопорядковые фрагменты у шимпанзе во время использования инструментов. Это исследование будет направлено на выяснение правил, которым следуют шимпанзе при формировании своего поведения использования инструментов. Они также изучат, как эти структуры возникают в ходе развития и формируются на протяжении взрослой жизни.
Обсудим?
Смотрите также: