PB: умственные усилия иногда бывают связаны с неприятными чувствами
Если кто-то жалуется на то, что ему больно думать, то, возможно, он прав, поскольку, согласно исследованию, опубликованному в журнале Psychological Bulletin , умственное напряжение во многих ситуациях связано с неприятными чувствами.
«Руководители часто поощряют сотрудников, а преподаватели часто поощряют студентов прилагать умственные усилия. На первый взгляд, это работает хорошо: сотрудники и студенты часто выбирают умственно сложные виды деятельности», — сказал старший автор исследования Эрик Бейлевельд из Университета Радбауда. «Из этого вы можете прийти к искушению сделать вывод, что работники и студенты, как правило, любят напряженно думать. Наши результаты показывают, что этот вывод был бы ложным: в целом люди действительно не любят умственные усилия».
Исследователи провели метаанализ 170 исследований, опубликованных в период с 2019 по 2020 год и включающих 4670 участников, чтобы изучить, как люди обычно испытывают умственное усилие. Они сделали это, проверив, связано ли умственное усилие с неприятными чувствами и зависит ли эта связь от задачи или вовлеченной популяции.
В исследованиях приняли участие самые разные люди (например, работники здравоохранения, военнослужащие, спортсмены-любители, студенты колледжей) из 29 стран. Исследования включали 358 различных когнитивных задач (например, изучение новой технологии, ориентирование в незнакомой обстановке, отработка ударов в гольфе, игра в виртуальную реальность).
Во всех проанализированных исследованиях участники сообщали об уровне приложенных ими усилий, а также о степени испытываемых ими неприятных чувств, таких как разочарование, раздражение, стресс или досада.
Во всех группах населения и при всех видах задач чем больше умственных усилий, тем сильнее неприятные ощущения испытывают участники.
«Наши результаты показывают, что умственные усилия воспринимаются как неприятные для самых разных групп населения и видов деятельности», — сказал Бейлевельд. «Это важно учитывать профессионалам, таким как инженеры и педагоги, при разработке задач, инструментов, интерфейсов, приложений, материалов или инструкций. Когда от людей требуется приложить значительные умственные усилия, необходимо обязательно поддержать или вознаградить их за эти усилия».
По словам Бейлевелда, одним из интересных выводов стало то, что, хотя связь между умственными усилиями и неблагоприятными чувствами по-прежнему была значительной, она была менее выраженной в исследованиях, проведенных в азиатских странах, по сравнению с исследованиями в Европе или Северной Америке.
Это соответствует общей идее о том, что отвращение к умственным усилиям может зависеть от истории обучения людей. Старшеклассники в азиатских странах, как правило, тратят больше времени на школьные задания, чем их европейские или североамериканские сверстники, и поэтому могут научиться выдерживать более высокие уровни умственного напряжения в раннем возрасте, сказал он.
По словам Бейлевелда, более важным является наблюдение, что, несмотря на неприятный характер сложных умственных задач, люди все равно добровольно их выполняют.
«Например, почему миллионы людей играют в шахматы? Люди могут узнать, что приложение умственных усилий в некоторых конкретных видах деятельности, скорее всего, приведет к вознаграждению. Если преимущества шахмат перевешивают затраты, люди могут выбрать игру в шахматы и даже сами заявить, что им нравится играть в шахматы», — сказал он. «Однако, когда люди выбирают деятельность, требующую умственных усилий, это не следует воспринимать как признак того, что они получают удовольствие от умственных усилий как таковых. Возможно, люди выбирают деятельность, требующую умственных усилий, несмотря на усилия, а не из-за них».
Обсудим?
Смотрите также: