Как RADIO TAPOK создает музыку о героях СВО и собирает стадионы: «Для меня важнее сделать песню, которая понравится ребятам на передовой»
Фото: Личный архив героя публикации.
Музыкант Олег Абрамов основал проект RADIO TAPOK в 2016 году и меньше чем за 10 лет прошел путь от выступлений в небольших клубах до полных стадионов. Первая популярность пришла благодаря созданию каверов мировых рок-хитов на русском языке, однако позднее Олег начал записывать собственные песни. В интервью для KP.RU солист RADIO TAPOK рассказал о том, как выбирает темы для своих композиций, и сообщил о работе над альбомом про Великую Отечественную войну. Также Олег Абрамов объяснил, почему решил написать песню по просьбе бойцов на СВО, хотя ранее считал это хайпом.
«Сейчас мировые рок-хиты уже не создаются»
— За время вашей карьеры вы ушли от каверов на мировые хиты к авторским песням. Вы говорили, что причина в том, что закончились песни, которые можно перевести и перепеть. Неужели за последние годы не нашлось ничего, на что хотелось бы сделать кавер?
— Это больше была шутка, хотя в каждой шутке есть доля правды. Последний мировой рок-хит, который я слышал, — It's My Life. Представьте, сколько лет назад вышел. Сейчас мировые рок-хиты уже не создаются в том масштабе, как раньше, в 80-х, 90-х, 2000-х. Но это не основная причина, почему я перестал заниматься каверами. Дело в том, что я просто перешел на новый творческий этап. Мне нравится писать свою музыку.
— То есть возвращаться к каверам не планируете?
— Нет, я уже вырос из этого. Слушаю свои записи 17-летней давности, это калифорнийский панк-рок или поп-панк. У меня нет желания ни исполнять, ни продолжать работать в этом стиле. Хотя некоторые из старых каверов мы играем на концертах с удовольствием.

Фото: Личный архив героя публикации.
«Нравится погружаться в историю, как в сказку»
— Свои песни вы пишете в жанре, воспевающем исторические события. Даже говорите: «Саундтрек к истории». Все наполнено огромным смыслом, даже есть целые разборы на клипы. Насколько тщательно вы лично подходите к съемкам музыкальных видео, изучаете ли исторические справки?
— Это достаточно кропотливая работа, но большая часть исследований проходит на этапе написания песни. Когда берешься за историческую тему, хочется быть максимально точным и нигде не ошибиться. Например, сейчас я пишу про хана Батыя и монгольское нашествие на Русь. Уже четвертый или пятый день изучаю эту эпоху, пытаясь понять и прочувствовать этот пласт истории. В основном изучаю информацию с помощью видеоконтента или аудио. Мне нравится ехать куда-то в машине и слушать эти рассказы.
— Как вы выбираете исторические события для песен? На что ориентируетесь?
— По кайфу (смеется). Это сложно объяснить. Музыка накладывается на картинку. Можно, конечно, принудительно в голове прогонять мелодию и подбирать образы, картинку, как кинофильм, и сразу представлять клип, который ты хочешь. Когда срастается музыка и идея, тогда можно писать текст. У меня много готовых мелодий без текста, которые ждут своего события.
— То есть у вас есть какой-то список исторических событий в голове, из которого вы выбираете?
— Абсолютно верно. У меня дома есть стена, на которой я записываю интересные события. Это помогает визуализировать и соединять с мелодиями. Я много изучал историю как любитель. Не как науку, а как художественные рассказы. Мне нравится погружаться в историю, как в другие миры, как в сказку.

Фото: Личный архив героя публикации.
— Долгое время вы не давали интервью. Сейчас вы стали еще популярнее, при этом начали общаться с прессой. Почему?
— Я всегда считал, что интервью не делает человека популярнее. Это было просто времяпрепровождение после концертов. Раньше вопросы были однообразными, мне это надоело, и я на четыре года полностью перестал давать интервью. Сейчас вопросы поменялись, и мне есть чем поделиться.
— Несколько лет назад вы активно вели стримы, где делали обзоры на современную музыку, включая песни Егора Крида, Инстасамки и так далее. Почему забросили?
— Это было время пандемии, когда концерты были запрещены, и нужно было как-то развлекать себя и публику. Это был забавный период, но я не вижу смысла тратить на такие вещи свою жизнь. Хотя и для меня, и для публики это было прикольно.
— А как вы вообще относитесь к современной музыке? Может, кого-то из современных рок-музыкантов могли бы отметить?
— Если кто-то любит веселый рок, то рекомендую группу «Громыка». Они назвались в честь одного из советских министров. Это такой юмористический рок, очень веселый. Но если честно, я больше слушаю музыку 2000-х. Вдохновляюсь именно этим периодом, потому что тогда, на мой взгляд, было написано больше всего хитов мировыми звездами. Мне хочется создавать такие же классные, цепляющие бэнгеры.

Фото: Личный архив героя публикации.
«Я живу по заветам Горшка из «Короля и Шута»
— А было желание когда-нибудь написать более попсовую песню, чтобы попасть в чарты?
— Нет, мне это даже не интересно. Мне нравится заниматься роком и металлом. В угоду кому-либо или чему-либо менять свое творчество, чтобы просто стать популярнее, я точно не собираюсь. Я начал писать вообще хэви-метал 80-х годов, какая уж тут конъюнктурность.
— Вот, например, группа «Три дня дождя». Это альтернатива, но они начали добавлять попсовое звучание, и это принесло им успех — они почти весь год держались в чартах.
— Это круто, если у них получается. Но я такую музыку ни слушать, ни писать, ни тем более исполнять не могу. У них есть крутые хиты, не поспоришь. Но мне их темы не близки, это музыка для молодежи. Никогда не буду серьезно заниматься поп-музыкой. Я делал какие-то пародии, то есть с юмором к этому относился. Это можно, это мне было интересно. Но по-серьезному — нет, там нет моей аудитории.
— Вас нет среди номинантов на крупных музыкальных премиях, как думаете, почему? Из-за того, что вы не делаете попсу? Но там же бывают номинации и для рок-групп.
— Я живу по заветам Горшка из «Короля и Шута», который говорил: «Главное — не быть попсой». Он всю жизнь боролся с этим. Для меня важнее другое: сколько людей приходит на мои концерты. Самое главное ни в каких ты чартах, ни в каких ты премиях. Это очень все субъективно. А самое главное, сколько на тебя людей приходит. Когда ты собираешь людей вдвое больше, чем на церемониях, где выступает 30 артистов, премии перестают быть важными. Но это не камень в огород этих премий, радиостанций. Это тоже прикольно, это какая-то своя жизнь, своя движуха. Почему меня туда не зовут? Я не знаю. Бывало, задумывался об этом. Ответа у меня на это, конечно же, нет. Наверное, я просто занимаюсь другими делами.

Фото: Личный архив героя публикации.
«Есть музыканты, которые перестали быть артистами и стали политиками»
— А что вы думаете о тех российских рок-музыкантах, которые уехали из страны? Изменилось ли ваше отношение к их творчеству?
— Никак не изменилось. Это их личное дело. Тут надо говорить индивидуально о каждом. Есть музыканты, которые перестали быть артистами и стали политиками. Это не моя тема. Я в целом такой чувак, который не особо про кого-то что-то начинает плохое заливать. Но есть артисты, которые уехали, и я ими, можно так сказать, горжусь, что они не превратились из музыкантов в политиков. Не стали хайповать дальше на этой теме.
— Сейчас искусственный интеллект все больше проникает в творчество. Нейросети уже могут перепевать песни голосом авторов на любом языке. Как вы к этому относитесь?
— Это забавно, особенно когда используется в юмористическом ключе. Также это расширяет творческие возможности. Там действительно есть какие-то интересные ходы, которые можно использовать. Я, например, уже активно использую нейросети в работе над музыкой. Например, беру песню, написанную нейросетью, в духе группы Metallica, и пытаюсь придать этому осознанную форму, чтобы это действительно звучало с человеческой и композиторской точки зрения правильно. Надеюсь в этом году что-нибудь такое смогу показать.
— Менее чем за 10 лет проект RADIO TAPOK прошел путь от небольших клубов до стадионов. В Москве на ваш недавний концерт пришло около 18 тысяч человек за пару дней. А замечали ли вы, когда произошел такой резкий рост популярности?
— Все было постепенно. Я на сцене уже 17 лет. Если говорить именно о проекте RADIO TAPOK, то с каждым годом количество зрителей увеличивалось примерно в полтора-два раза. Например, в одном городе на первый концерт пришло 250 человек, а в следующий раз — уже 400-500. И так постепенно все дошло до нынешних цифр.
— На вашем недавнем концерте в Москве выступала группа «Ария». Как так получилось?
— Мы заочно были знакомы несколько лет. Вообще, перед каждым исполнением песни «Беспечный ангел» я рассказываю историю, как услышал эту песню много лет назад и узнал, что это был кавер на англоязычную группу. Если бы я тогда этого не узнал, возможно, RADIO TAPOK бы не было, поскольку мне тогда показалась прикольной идея с подобными каверами. Вообще, Ария — это первый наш гость на концерте за все время существования проекта.
— В Архангельске же еще был солдат из 6-й роты...
— Да, Андрей Поршнев, это действительно один из тех ребят, кто остался живым на высоте 776. У нас оказались общие знакомые, потом мы с ним лично познакомились, я его пригласил на концерт в Архангельске. Он также был на недавнем концерте в Санкт-Петербурге в «Ледовом дворце». И зал очень-очень долго аплодировал, не смолкая, это действительно сильная история, и сильные духом люди были.

Фото: Личный архив героя публикации.
«Написана песня о подвиге бойцов танка «Алеша»
— Вы также даете концерты для российских солдат в зоне СВО, посещаете госпитали. Бойцы даже просили написать песню о спецоперации, но вы говорили, что не хотите этого делать, «чтобы не хайповать». Изменилась ли ваша позиция?
— Да, изменилась. Почти три года прошло. Вначале такие песни воспринимались как хайп, но сейчас это уже совершенно другое. Песня написана, и, возможно, даже через несколько месяцев я ее представлю. Она о подвиге бойцов танка Алеша и получилась достаточно интересной.
— В прессе вас называют «главным рок-патриотом России». Как вы к этому относитесь?
— Это бред. Главный патриот — это что-то субъективное. Может, самый известный. У меня же все мое творчество основано на военно-исторических темах, все мои стихи посвящены этому. Наверное, из-за этого. Мне это больше забавно, чем серьезно. Для меня важнее сделать хорошую песню, которая понравится людям, в том числе и ребятам на передовой.
— Некоторые люди в России выступают против проведения концертов и других развлекательных мероприятий, считая, что сейчас не время для этого. Видел такие комментарии и в вашей группе. Что вы об этом думаете?
— В какой-то мере они могут быть правы, но у нас большинство решает своими действиями. Если в тылу продолжается такая жизнь, то так и будет. Если не изменятся условия уравнения. Но судить этих людей нельзя, возможно, у них что-то случилось, у таких людей есть свое мнение, и я его уважаю.
— Насколько я знаю, вы сейчас работаете над третьим альбомом. Можете немного рассказать о нем?
— Да, я думал сделать тематический альбом о Второй мировой войне и назвать его «Блицкриг». Но уже третий раз ошибаюсь, когда начинаю записывать альбом под определенную эпоху, как сейчас, про 40-е годы, в голову приходят совершенно другие мелодии, которые лучше подставить под другие эпохи. Я не хочу себя ограничивать и ставить жесткие рамки. Если меня тянет написать про другую эпоху, значит, так тому и быть, я добавлю это в альбом, который я пишу. Но это будет все тот же военно-исторический металл и панк-рок.
— Почему выбрали именно эту тему? Это связано с торжествам в честь 80-летия Победы в этом году?
— Нет, я же не госучреждение, чтобы привязываться к датам. Для меня важнее написать песню на года, а может, надеюсь, и на десятилетия. Не важно, когда ее выпустить, важно, как долго ее будут слушать. Поэтому мне ни к чему привязываться не стоит.
— Что еще вы готовите в ближайшие месяцы?
— 21 февраля начинается стадионный тур 2025 года по России. Мы представляем новую сцену с живыми декорациями, созданными с помощью нейросетей. В Москве и Санкт-Петербурге уже показали этот формат, и он очень понравился зрителям. А еще я сейчас месяц работаю в студии над новым альбомом. Никуда себя не тороплю, но надеюсь выпустить его в этом году. Возможно, выйдет какой-то сингл, но я не привязываюсь к конкретным датам.
Обсудим?
Смотрите также: