Как Егор Летов лежал в лечебнице из-за своего творчества: «Накачивали сверхдозами. В некий момент я даже ослеп»
Егора Летова невозможно было увидеть по телевидению, но его песни знали целые поколения. Концерты его группы «Гражданская оборона» превращались в настоящие бунты: фанаты буквально разносили залы в щепки. Сайт KP.RU делится эксклюзивными подробностями из нового документального фильма «Егор Летов. Жизнь и смерть короля панк-рока» (16+), который покажут 1 февраля в 16:00 на телеканале МУЗ-ТВ.
Коллеги и друзья музыканта до сих пор вспоминают его с огромным уважением. Лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин назвал Летова яркой личностью, а Найк Борзов считает артиста настоящим гением.
– Я всегда относился к нему с глубоким уважением, потому что это очень яркая личность, – поделился Владимир Шахрин.
– Егор Летов – это, я считаю, гений в России. Его лирика, его музыка, его подход, – добавил певец Найк Борзов.
Игорь Летов – именно так по паспорту звали музыканта – не сразу стал называть себя Егором. Псевдоним стал логичным продолжением его творческих перемен. По его мнению, имя Игорь было слишком интеллигентным, а вот «Егор Дохлый» – самое то! Старший брат артиста, Сергей Летов, объяснил необычный псевдоним:
– «Дохлый» – это прозвище Игоря в школе, потому что он был неспортивным, от физкультуры его освобождали.
В детстве Игорь был робким и стеснительным мальчиком, но все изменилось после поездки в Москву, куда он отправился поступать в строительное ПТУ. Там старший брат познакомил его с миром русского рока. В тот же год Летов-младший выступил на одной сцене с уже известным музыкантом-авангардистом Сергеем Курехиным. Однако, по словам Сергея, Москва нанесла его брату сильный удар, который, возможно, повлиял на всю его дальнейшую жизнь.
– Он сидел, ждал электричку, возвращаясь из ПТУ. К нему подошли молодые ребята, сказали: «О, еще один очкарик!» – и разбили ему очки, – вспомнил Сергей Летов.

Когда Летов вернулся в Омск, он сразу привлек внимание сотрудников органов. Такие группы, как «Гражданская оборона», считались неблагонадежными и с их солистами не церемонились. Под разными предлогами Егора отправили в психиатрическую лечебницу.
– Началось с того, что били на улице, потом вызывали на допрос. Завели дело, проводили обыски, – вспоминал сам Летов.
По словам эксперта, журналиста Андрея Клюкинка, тогда подобные лечебницы были альтернативой тюрьмы. Сам же Егор Летов рассказывал, что из-за лекарств, которые ему давали, он даже ослеп:
— В психушке меня накачивали сверхдозами. В некий момент я даже ослеп. Около четырех часов слепой был.
Но давление только усилило его желание идти против системы. В начале 90-х его музыка начала активно распространяться по всей стране. Кассеты с таинственной надписью «Гр.Об» передавали из рук в руки. Свое первое знакомство с творчеством музыканта вспомнил певец Стас Пьеха:
– Мне переписали «Все идет по плану», «Дурачка». Я тут же переписал своему корешу. Нас таких много было из тех, кто собственными руками распространял творчество Егора Летова в Санкт-Петербурге».
Егор Летов не просто писал песни – он воевал с несправедливостью. Его позиция менялась, но уверенность в своей правоте оставалась неизменной. По словам его друга и биографа Алексея Коблова, Летов мог уволить за споры с ним.
– Если кто-то вступал с ним в противоречие, тогда просто на выход. Вплоть до увольнения, – рассказал Коблов.
Обсудим?
Смотрите также: