Захоронения показывают, что часть древней Британии была женским миром
Когда глубоко патриархальные римляне впервые столкнулись с кельтскими племенами, жившими на территории современной Франции и Великобритании в первом веке до нашей эры, их реакцией на роли полов было удивление и смятение. Задачи мужчин и женщин «были обменены, в манере, противоположной той, что существует у нас», — писал один римский историк.
Новые данные из кельтских могил теперь подтверждают, что по крайней мере одна часть Британии была женским миром задолго до прихода римлян — и в течение столетий после этого. Одно древнее британское племя, известное как Дуротриги, основывало свою семейную структуру — и, возможно, наследование имущества — на родстве между матерями и дочерьми. Мужчины, тем временем, уходили из дома, чтобы жить с семьями своих жен, практика, известная как матрилокальность, которая никогда ранее не наблюдалась в европейской доисторической эпохе.
Работа, опубликованная в Nature, помогает объяснить, почему женщин в Британии железного века часто хоронили с высокостатусными погребальными принадлежностями, такими как зеркала и даже колесницы, говорит археолог Университета Людвига Максимилиана в Мюнхене Карола Метцнер-Небельсик, которая не принимала участия в исследовании. «Это фантастический результат», — говорит она. «Это действительно помогает объяснить археологические данные».
Древние истории — не в последнюю очередь рассказ Юлия Цезаря о вторжении в Галлию в 50 г. до н. э. — намекали на расширение прав и возможностей женщин среди кельтов. «Они писали об этом, потому что считали это очень странным», — говорит генетик из Тринити-колледжа в Дублине Лара Кэссиди.
Многие современные историки предполагали, что эти рассказы были преувеличены; они отвергали богатые женские могилы того времени как исключения. Но за последние несколько десятилетий археологи, сравнивающие погребальные практики на сотнях памятников железного века от Британии до Германии, начали думать, что в римских сообщениях есть зерно истины.
Кладбища Дуротригес, расположенные на самом юге Англии недалеко от города Борнмут, предоставили Кэссиди и ее команде возможность провести расследование. Захоронения там начались около 100 г. до н. э., примерно за 150 лет до вторжения римских войск на остров. Что необычно для Британии железного века, племя не кремировало своих мертвецов. Вместо этого они хоронили их недалеко от дома, на холмах, окружающих их фермы.
В то время как мужчин хоронили с куском мяса и, возможно, горшком с напитком, который поддерживал их в пути в загробную жизнь, женщин Дуротригес часто находят с изысканными подношениями, включая зеркала, гребни, драгоценности и даже мечи. «Если судить о социальном статусе по погребальным вещам, то в женских захоронениях их гораздо больше, чем в мужских», — говорит археолог из Борнмутского университета Майлз Рассел, соавтор новой статьи.
За последние 4 года исследователи секвенировали ДНК десятков скелетов Durotriges на нескольких кладбищах в Дорсете, Англия. Сопоставляя идентичные фрагменты генетического материала разных людей, они реконструировали генеалогическое древо, охватывающее шесть поколений, многие из которых были потомками по женской линии одной основательницы. Две трети людей в родственной группе, похороненной на кладбище, имели редкий тип митохондриального гена, форму ДНК, наследуемую только от матери, включая некоторых мужчин, имевших одну и ту же предка по женской линии.
Другие генетические свидетельства из захоронений Дуротриж указывают на матрилокальность, показывая, что мужчины присоединяются к клану из других семей. «Женщины остаются рядом с семьей и включены в сеть поддержки, которую они знают с детства», — отмечает Кэссиди. «Это муж приходит как чужак и зависит от семьи жены». Очевидно, что женщины были силой, с которой приходилось считаться в этой части Британии железного века.
Такие закономерности могли бы помочь объяснить находки в других местах кельтского мира, где женщин иногда хоронили с богатым погребальным инвентарем или даже колесницами. «Мы думаем, что это могло быть довольно широко распространено», — говорит Кэссиди.
Чтобы собрать дополнительные доказательства, она и ее коллеги повторно изучили ранее опубликованные геномы из более чем 150 мест в Британии и Европе, начиная с каменного века. Начиная примерно с 500 г. до н. э. разнообразие митохондриальной ДНК людей снижалось, обнаружила команда, что предполагает, что у большего числа людей были одни и те же предки женского пола. Не было никакого соответствующего снижения разнообразия Y-хромосом, которые передаются от отцов к сыновьям.
Это говорит о том, что общины по всей Британии были закреплены определенными женскими линиями, а мужчины женились на женщинах извне. «Сигнал, который они видят в исследовании Дюротрижа, можно воспроизвести и в других британских местах», — говорит археогенетик Института эволюционной антропологии Макса Планка Йоша Гретцингер, не принимавший участия в работе. «Это довольно неопровержимое доказательство».
Исследование является частью растущего использования ДНК для реконструкции генетического родства в далеком прошлом — и использования его для пролития света на структуру прошлых обществ. Археолог Ливерпульского университета Рэйчел Поуп говорит, что исследование начинает подчеркивать широкое разнообразие социальной организации, которую люди практиковали в прошлом, на что археология намекала в течение последних 2 десятилетий.
Некоторые из самых ранних исследований родства с использованием древней ДНК, например, показали, что фермеры каменного века в Британии и Франции, жившие в пятом тысячелетии до н. э., были организованы патрилокально, когда женщины покидали свои дома, чтобы выйти замуж, а мужчины оставались на месте. Новые данные из Дюротрижа предполагают, что к железному веку, 4000 лет спустя, что-то изменилось. «Это довольно волнительно», — говорит Поуп. «Бывают моменты, когда в обществах, по-видимому, много женщин с высоким статусом».
Обсудим?
Смотрите также: