Женщина из турецкого захоронения возрастом 12 000 лет могла быть «шаманкой»
Недавно опубликованное исследование предполагает, что женщина, похороненная в верховьях реки Тигр на юго-востоке Турции около 12 000 лет назад, могла быть шаманкой, которая, как полагают, имела духовную связь с дикими животными. Исследование опубликовано в журнале L'Anthropologie.
По мнению исследователей, захоронение может представлять собой один из самых ранних известных примеров подобного рода в контексте анатолийского неолита.
Новое археологическое открытие в Чемка-Хююк (что означает «курган у воды») в районе Даргечит провинции Мардин показало, что женщина, возраст которой составляет 12 000 лет, с необычными находками в могиле дает важные подсказки о духовных и шаманских ритуалах того периода. Эти находки предполагают, что женщина могла быть шаманкой.
В могиле женщины, умершей в возрасте около 25-30 лет, были найдены череп тура, крылья куропатки, ноги куницы и останки овец или коз. Женщина была похоронена под могильной ямой, а могила была запечатана большим известняковым блоком. Это примечательно как практика, противоречащая погребальным традициям того периода.
Женщина, умершая естественной смертью, была похоронена под полом глинобитного здания в Чемка-Хююке, в то время как еще 14 человек были похоронены под другими близлежащими зданиями. Захоронения произошли в период, который археологи называют периодом докерамического неолита A (PPNA), переходной фазой человеческого общества между 10 000 и 8 800 годами до нашей эры, как раз перед развитием сельского хозяйства. Во время PPNA было принято хоронить мертвых под полом дома, но было необычно накрывать его известняковым блоком.
Люди в то время все еще были охотниками-собирателями, как и их мезолитические предки, и керамика еще не была изобретена. Однако, похоже, что они уже основали поселения, по крайней мере на часть года, в таких местах, как Гёбекли-Тепе, археологический памятник в Турции в 150 милях к западу от Чемка-Хююка, и Иерихон на Палестинских территориях.
Ситуация после раскопок гробницы удивила археологов еще больше: череп тура (первобытного быка) был помещен над телом женщины, его челюсть была отделена и лежала у ее ног. Другие кости животных, по-видимому, были разбросаны по всей могильной яме, включая останки овцы или козы, крыло куропатки и ногу куницы.
Животные, должно быть, были дикими, потому что женщина была похоронена до того, как были одомашнены сельскохозяйственные животные, считает ведущий автор исследования и археолог Эргюль Кодаш из Университета Мардин Артуклу в Турции. Он отмечает, что тот факт, что есть так много костей зубров, предполагает значимость дикого скота, который уже был основным источником пищи, хотя и не был одомашнен в течение тысяч лет.
Эта гробница предоставляет важную информацию о ритуальной и социальной жизни обществ охотников-собирателей до развития сельского хозяйства. Британский археолог Кэтлин Кеньон подчеркнула сложность и изысканность ритуальных практик этого периода. Это открытие в Чемка-Хуюке помогает нам лучше понять эту сложность и духовные верования.
Археолог Билл Финлейсон из Оксфордского университета отмечает, что термин «шаман» был придуман в XVIII веке для описания коренных практик в Сибири, поэтому их роль в период неолита может быть не полностью определена. Однако, когда женскую могилу в Чемка-Хююке сравнивают с аналогичными шаманскими захоронениями, считается, что это был духовный лидер.
Археолог Стив Митен из Университета Рединга говорит, что социальные и экологические изменения в период PPNA могли повысить значимость людей, которые могли общаться с невидимыми силами. В этом контексте открытия в Чемка-Хуюке дают новое понимание развития ритуальных верований в ранних обществах.
12 000-летняя женская могила, найденная в Чемка-Хуюке, вносит важный вклад в наше понимание шаманских практик и ритуальных верований в период неолита.
Это своеобразное захоронение предполагает, что женщины были активно вовлечены в ритуальную веру, которая, как теперь считают археологи, сыграла значительную роль в развитии ранних обществ. Археологические находки позволяют глубже понять духовные и социальные структуры ранних обществ.
Обсудим?
Смотрите также: