Близкие родственники из элиты принесли в жертву ребенка в доколумбовой Мексике
Группа археологов и генетиков завершила обширный анализ ДНК скелетных останков ребенка, похороненного несколько сотен лет назад на доколумбовом местечке Пакиме (Касас-Грандес), которое находится в штате Чиуауа на севере Мексики. В новом исследовании, недавно опубликованном в журнале Antiquity , исследователи показывают, что родители этого ребенка были близкородственными элитами, возможно, сводными братьями и сестрами. Кроме того, исследователи раскрывают, что этот ребенок был принесен в жертву богам в ритуале, который считался чрезвычайно могущественным из-за его связи с аристократической родословной.
На пике своего процветания и влияния в XIII и XIV веках Пакиме был по сути столицей доколумбовой культуры Могольон. Поскольку его глинобитные руины хорошо сохранились, это место интенсивно исследовалось археологами в течение последних нескольких десятилетий. Но исследователям еще многое предстоит узнать об обществе, которое построили люди культуры Могольон, и о генетической истории людей, которые жили в Пакиме в частности.
«Археологи изучали Пакиме десятилетиями и многое узнали о его расцвете и падении, людях, которые там жили, их ритуальных практиках и многом другом», — пояснил ведущий автор нового исследования Якоб Седиг из Chronicle Heritage и Гарвардского университета. «Однако остается много вопросов, особенно о социальной иерархии этого места и о том, как жители Пакиме были биологически связаны друг с другом и своими соседями».
Генетическое исследование ребенка, найденного там захороненным, должно было частично заполнить этот пробел в знаниях, и исследователи полагают, что их открытие проливает свет на элитные практики, связанные с культурой могольон в древнем Пакиме.
При содействии коллег из учреждений США и Мексики Д. Седиг провел исчерпывающий анализ ДНК останков ребенка, похороненного примерно семьсот или восемьсот лет назад в Пакиме внутри уникального сооружения, известного как «Дом колодца».
За эти годы в ходе раскопок в этом здании было обнаружено множество ритуальных предметов, а также подземный колодец, который был идентифицирован как священное место. По этой причине исследователи полагают, что это был церемониальный центр, что придает потенциальное ритуальное значение всему, что там найдено.
Интересно, что ребенок был похоронен под опорным столбом под полом Дома Колодца. Исследователи отметили, что это первый случай, когда тело, похороненное таким образом, было обнаружено в этой части мира, что предполагает, что выбор места захоронения имел ритуальное значение.
Анализ ДНК ребенка дал еще более необычное открытие. Похоже, у ребенка был удивительно длинный «бег гомозиготности» или (RoH) внутри его генома, который показал, что ближайшие предки ребенка (родители) были близкородственными. Длинный RoH означает, что было найдено много дублирующей ДНК, и в этом случае было так много генетических совпадений, что исследователи знали, что родители должны были быть родственниками, более близкородственными, чем если бы они были двоюродными братьями и сестрами.
Близкие родственные отношения считались табу в большинстве культур, как древних, так и современных. Но в древние времена для элит часто делались исключения, основанные на желании элитных семей сохранить свою власть, сохранив свои родословные. Однако предыдущие исследователи, которые внимательно изучали захоронение ребенка, пришли к выводу, что этот молодой человек стал жертвой ритуального жертвоприношения, то есть сохранение родословной не было главным соображением в этом случае.
«Исследования мезоамериканских ритуалов доконтактного периода показали, что человеческие жертвоприношения были одним из самых действенных способов умилостивить богов или получить их помощь, причем наиболее действенным было жертвоприношение элиты», — пишут авторы исследования в своей статье в журнале Antiquity. «Принесение в жертву ребенка, рожденного от двух людей из местной элитной семьи, было бы мощным способом освятить Дом Колодца и повысить его социальный, политический и ритуальный статус».
Исследователи утверждают, что их открытия важны, поскольку они раскрывают некоторые интересные подробности социальной организации доколумбовых обществ Мексики .
«Эти результаты дают уникальное представление о социальной иерархии и социально-религиозных практиках в Пакиме», — утверждает Седиг. «Следующие шаги в этом исследовании — продолжить анализ древней ДНК людей из Пакиме и северной и западной Мексики, чтобы помочь нам понять, как разные группы перемещались и смешивались с течением времени».
Заселенный примерно с 1200 по 1450 год и насчитывающий около 1100 комнат, построенных из самана, Пакиме (слово означает «Касас Грандес» или большие дома на испанском языке) несомненно был политическим и церемониальным центром своего большого региона, который охватывал нынешнюю северную половину Мексики и юго-западную часть современных Соединенных Штатов.
Помимо глинобитных домов и многоквартирных домов, руины Пакиме также включают в себя 113 метров длинный курган в форме змеи, еще один большой курган в форме креста, несколько площадей, два поля для игры в мяч , несколько ям для жарки и систему акведуков, которая переносила воду из источника, расположенного в шести километрах. Раскопки обнаружили впечатляющую коллекцию товаров, которые могли обмениваться в Пакиме посредством торговли, показывая, насколько богатым и активным был город в период своего доколумбового расцвета.
Будучи одним из великих городов своего времени, Пакиме все еще имеет много секретов, которые предстоит раскрыть, просто потому, что это место настолько обширно и сложно. Серьезные раскопки ведутся там уже более 60 лет, и конца этим исследованиям, похоже, не видно.
Обсудим?
Смотрите также: