Древнюю мастерскую по изготовлению костяных игл обнаружили в Китае
Недавние раскопки на месте Шимао в Шэньси, Китай, выявили одну из самых ранних и, на данный момент, крупнейших мастерских по изготовлению костяных игл, когда-либо обнаруженных. Исследование, опубликованное в журнале «Anthropological Archaeology» Хуа Ваном и его коллегами, дает ценную информацию о специализации ремесла и формировании раннего государства в Китае в период перехода от неолита к бронзовому веку (около 2-го тысячелетия до н. э.).
На участке, расположенном в зоне контакта агроскотоводов Лёссового плато и скотоводов, охотников и собирателей Монгольского нагорья, велись раскопки в период с 2016 по 2018 год. В ходе них были обнаружены каменные стены, церемониальные сооружения и массивная каменная террасная насыпь.
Район Шимао функционировал во время критической переходной фазы в Китае. По словам Ли Миня, одного из исследователей, работающих в Шимао, мастерская Шимао была «первой специализированной мастерской по массовому производству костяных орудий в китайской археологии. Ранее производство костяных орудий неолита было мелкосерийным и универсальным. Мастерская Шимао, которая датируется критической переходной эпохой к бронзовому веку, демонстрирует начало промышленного производства, наблюдаемого в городах позднего бронзового века».
Объект состоит из трех основных компонентов: внешнего ограждения, внутреннего ограждения и центрального кургана, называемого Хуанчентай (королевская терраса). Мастерская по изготовлению костяных игл находилась на вершине кургана, среди элитных резиденций, храмов, караульных помещений, каменных рельефов и петроглифов.
Для Ли Миня расположение мастерской на вершине кургана особенно интригует. «Для меня неожиданной находкой стало расположение производства на вершине центрального кургана, связанного с ритуальной архитектурой и, возможно, дворцовыми постройками. Эта ассоциация показывает тесную связь между производством игл, которое, вероятно, служило для производства одежды, и ритуальной властью в Шимао».
«Я думаю, что Шимао был центром паломничества, а шелковые, пеньковые и овечьи шкуры, изготовленные на центральном кургане, вероятно, были шаманскими костюмами, украшенными ракушками каури, бирюзовыми бусинами и небольшими медными аксессуарами. Обильное присутствие микролитических орудий указывает на северный вклад в расцвет этого высокогорного ритуального центра Луншань», - добавил он.
Во время раскопок мастерской было извлечено более 18 759 готовых и полуготовых костяных изделий, среди них более 16 137 костяных игл. Большинство костяных артефактов были изготовлены из костей козла (овцы/козы), в частности метаподий, из-за их длинной и прямой природы. Эти кости были получены из остатков ритуальных жертвоприношений, а также из общего потребления.
По словам Ли Миня, «я думаю, что огромное количество костей овец (по оценкам, 400 000 животных) было вызвано ритуальными действиями и пиршествами (а также ежедневным потреблением), которые проводились в Шимао как в центре паломничества».
Хотя иглы можно было изготавливать из других материалов, кость была выбрана из-за ее плотной и гладкой природы, говорит Ли Минь. «Эти костяные иглы плотные и гладкие. Это выбор, сделанный обществами неолита и бронзового века по всему миру».
Интересно, что производство игл было довольно нестандартным, и иглы были разных размеров, форм и ширины. Этот разнообразный ассортимент игл означал, что они подходили для использования на разных этапах текстильного производства и могли использоваться на разных тканях, будь то шелк или кожа.
Полустандартизированный характер игл, по сравнению с более стандартизированным использованием почти исключительно одного вида животных, говорит об использовании мастерской в переходный период.
В эпоху неолита нестандартизированные домашние уровни производства костяных игл были обычным явлением, и иглы изготавливались из самых разных животных. Но в бронзовом веке иглы производились на промышленном уровне, и для производства использовались те же виды. Мастерская Шимао занимается и тем, и другим, что делает ее важной прелюдией к костяным мастерским, найденным позже в бронзовом веке.
Специализация ремесла, как в Шимао, дает представление о древних экономиках, о том, как они формировались и функционировали. Для Шимао многие вопросы все еще остаются без ответа; например, производились ли костяные иглы для повседневного использования жителями Шимао или они были частью торговой сети, снабжавшей окружающие общины? Почему мастерская располагалась на вершине кургана в таком престижном месте? Могло ли это быть местом паломничества, и если да, то почему?
Некоторые из этих вопросов затруднены из-за отсутствия данных, говорит Ли Минь: «У нас пока нет достаточных данных для изучения распространения игольных изделий в регионе». Однако будущие раскопки могут исправить это и предоставить больше информации о более загадочном переходном периоде между неолитом и бронзовым веком в Китае.
Обсудим?
Смотрите также: