Ваш ребенок вырос, в детском саду прошел выпускной. И к школе вроде бы все готово: яркие тетради, удобный рюкзак, красивая форма… Однако готов ли ребенок к школе психологически? Как помочь будущему первокласснику привыкнуть к новым условиям? Об этом и многом другом мы поинтересовались у нашего эксперта: педагога-психолога высшей квалификационной категории, учителя-дефектолога Центра медико-психолого-социального сопровождения №85 Ирины Юрьевны Пасечниковой.
— В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?
— По федеральному законодательству ребенок может пойти в школу в 6 лет и 10 месяцев, многие отдают и в 6 лет 5 месяцев. Но нужно принимать во внимание не только возрастной фактор. Готовность бывает личностная, психологическия, физическая. Когда все эти компоненты сходятся, тогда ребенок считается зрелым и готовым для школы.
— Как определить насколько он готов?
— Имеются специальные пакеты методик, которые позволяют установить эти факторы готовности. Оценивается внимание, память, мышление, как ребенок умеет вступать в контакт с незнакомыми людьми, на их основании делается вывод — готов он идти в первый класс или ему еще нужен год для подготовки.
— Какие требования предъявляются будущим первоклассникам?
— На самом деле, умение читать-писать — это не самый главный показатель. Прежде всего, должны соответствовать его возрасту память, внимание, мышление, саморегуляция, когда он слышит инструкции учителя, умение высидеть 30-40 минут урока.
— Правда ли, что девочки усидчивее, усерднее чем мальчики?
— Такого разделения нет. Усидчивость — это прежде всего состояние нервной системы, дисциплинированность. Немаловажно и состояние здоровья — много встречается детей с проблемами в развитии. Из своей практики могу сказать, что многие мальчишки куда более усидчивее и целеустремленнее девчонок.
— Как помочь первокласснику адаптироваться?
— Мне импонирует система предшкольной подготовки. Несколько месяцев дети в своей школе проходят курсы подготовки, там знакомятся с первым учителем, с костяком будущего класса. Дети, которые ходили на такие курсы менее болезненно переносят адаптацию.
Вообще у детей, которые воспитываются в благополучной семье, где родители дают ему признание и любовь, обычно проблем в школе не возникает. Они общительны, их родители насильственно не принуждали ни к чему.
К застенчивым детям нужен особый подход: прежде всего мама должна повышать его самооценку, почаще хвалить. Ни в коем случае нельзя делать замечания на публике — он и так боится оценки со стороны взрослых, он может замкнуться в себе, может появиться внутренняя агрессия. Важно настроить его на волну успеха, чтобы он чувствовал себя лучше.
Не стесняйтесь обращаться за помощью к учителю, к школьному психологу. Часто родители остаются один на один со своей проблемой. Если вы заметили первые тревожные звоночки, можно обратиться к ним и понаблюдать. Только в тандеме «учитель-родитель-ребенок» получается хороший учащийся.
— На какие тревожные симптомы родители должны сразу обратить внимание?
— Если ребенок говорит вам в первую неделю: «мама, я больше не пойду в школу, меня там обижают, я не хочу туда, ненавижу». Такие слова должны стать для родителей «звоночком». Естественно, ребенок волнуется и переживает, он всегда был рядом с мамой и вдруг новое место, новый коллектив и новые требования. Как правило нагрузка даже для первых классов большая. Либо ребенок, наоборот, молчит, замыкается в себе, появляются какие-то слезки. Тогда можно обратиться к специалисту, важно взаимодействовать с преподавателем, не пускать все на самотек.
— Как понять, что адаптация к школе прошла успешно?
— Когда ребенок делится с вами подробностями школьной жизни, у него горят глаза, ему интересно. Учитель для ребенка в первые годы как вторая мама. Учитель имеет очень большой авторитет, и важно его не оспаривать и быть с ней на одной волне. Поэтому не надо гнаться за престижными учебными заведениями, нужно идти за учителем. И подготовительные курсы перед школой позволяют заранее познакомиться с ним.
— Как родители могут побудить детей заниматься, читать?
— Я считаю что развивать ребенка нужно всегда, но занятия лучше проводить в форме игры. Игра в этом возрасте играет для него ведущую роль. Чтобы был интерес у детей, надо их увлечь. Родителям, пришедшим на консультацию я всегда объясняю, не надо ребенку говорить: «Так, сейчас мы будем с тобой заниматься!» Например, пришли вы в магазин — тут же можно выучить с ним все молочные продукты. «Мы будем готовить с тобой сегодня пирог. Какие молочные продукты мы возьмем? Молоко, масло» и так, играючи, вы потихоньку будете учить ребенка. Тем более сейчас много семейных развивающих игр, пособий.
— Как безболезненно ребенка ввести из режима каникулы в учебный процесс?
— В первом классе обязательно соблюдение режима дня. Если в детском саду был четкий режим: дневной сон, приемы пищи, игры чередовались с занятиями и прогулками — то в школе все по-другому. Родители почему-то считают что ребенку дневной сон уже не нужен. Когда нагрузка растет, обязательно должен быть дневной отдых у ребенка, подвижные прогулки на воздухе. Еще одна ошибка: многие родители еще отдают первоклассника и в спортивные секции, различные кружки. Эти два события лучше не объединять, а отдать ребенка в спорт за год до школы или уже после первого класса.
— Сколько по времени должен делать уроки ребенок?
— Конкретного времени нет: некоторые дети делают все быстро, некоторые медленно. Важное условие, чтобы домашние занятия были дозированными. Сделал один урок — передохнул, переключился на другую деятельность, чтобы нервная система не истощалась. Многие родители заставляют ребенка по много раз переписывать задание, требуя идеального выполнения. Это вызовет только раздражение для мамы и ребенка. Именно поэтому важно развивать мелкую моторику заранее — играть с песочком, лепить из пластилина, собирать мелкие камешки, картинки из бисера. Нужно позволять ребенку делать то, что он может самостоятельно сделать, немного отпустить его. Но в то же время, ребенок должен знать, что мама всегда поможет. Он может сделать с мамой уроки на черновике, а переписать начисто самостоятельно. Первый класс — это фундамент всей школьной жизни, залог дальнейшего образования.
— Ваш совет родителям школьников?
— Не все могут быть вундеркиндами и отличниками, это естественно. От того что вы будете заводиться и третировать ребенка по поводу его неудач, пользы не будет. Обязательно нужно интересоваться его чувствами, эмоциями, не ограничиваясь вопросом «как дела в школе?» В первую очередь, принимайте своего ребенка таким, какой он есть, любите его, помогайте и поддерживайте во всем.
Инна Джаруллаева
Оставить комментарий